Эту сценку сочинил Лукиан, самый насмешливый из античных писателей, живший уже во II веке н.э.
У Зевса на Олимпе не хватает денег. Он
выводит из загробного царства знаменитых философов и выставляет их на
продажу, как рабов. «Продаются великие учители жизни! — кричит Гермес. —
Кто хочет хорошей жизни, подходи и выбирай по вкусу!» Покупатели
подходят и прицениваются.
На помосте — Пифагор. «Вот чудесная жизнь,
вот божественная жизнь! Кто хочет быть сверхчеловеком? Кто хочет узнать
гармонию мироздания и ожить после смерти?» — «Можно его расспросить?» —
«Можно». — «Пифагор, Пифагор, если я тебя куплю, чему ты меня научишь?»
— «Молчать». — «Я в немые не хочу! А потом?» — «Считать». — «Это я и
без тебя умею». — «Как?» — «Раз, два, три, четыре». — «Вот видишь, а ты и
не знаешь, что четыре — это не только четыре, а еще и тело, квадрат,
совершенство и наша клятва». — «Клянусь твоей клятвой, не знаю! А еще
что скажешь?» — «Скажу, что ты себя считаешь одним, а на самом деле ты
другой». — «Как? Это не я с тобой разговариваю, а кто-то другой?» —
«Теперь-то это ты, но раньше ты был другим и после будешь другим». —
«Так и не умру никогда? Неплохо! А чем тебя кормить?» — «Мяса не ем,
бобов не ем». — «Прокормлю! Гермес, запиши его за мною».
На помосте — Диоген. «Вот мужественная
жизнь, вот свободная жизнь! Кто купит?» — «Свободная? А я не попаду под
суд, купив свободного?» — «Не бойся, он говорит, что он и в рабстве
свободен». — «А что он умеет?» — «Спроси!» — «Боюсь, укусит». — «Не
бойся, он ручной». — «Диоген, Диоген, ты откуда?» — «Отовсюду!» — «На
кого ты похож?» — «На Геракла!» — «Почему?» — «Воюю с наслаждениями,
очищаю жизнь от излишеств». — «Что же для этого нужно сделать?» —
«Деньги бросить в море, спать на голой земле, есть отбросы, на всех
ругаться, ничего не стыдиться, трясти бородою, драться палкою». —
«Ругаться и драться — это я и сам умею. Но руки у тебя сильные, в
землекопы годишься; если отдадут тебя за два гроша, возьму». — «Бери!»
«А вот две жизни сразу, одна другой
мудрее! Кому угодно?» — «Что это? Один все время смеется, другой все
время плачет. Ты что смеешься?» — «Над тобой смеюсь: ты думаешь, ты раба
покупаешь, а на самом деле — только атомы, пустоту и бесконечность». —
«Что пустоты в тебе много, это я вижу. А ты что плачешь?» — «Плачу, что
все приходит и уходит, что во всякой радости — горе, а в горе — радость,
что нет вечного в вечности, а вечность есть дитя, играющее в кости». —
«Не по-людски говоришь!» — «Не для людей говорю». — «Так тебя и не купит
никто». — «Все равно достойны слез: покупатели и непокупатели». — «Оба
они сумасшедшие: не надо их!». — «Эх, Зевс, останутся эти у нас
непроданными!».
«Выводи афинянина». — «Прекрасная жизнь,
разумная жизнь, святая жизнь — кому?» — «Как, Платон, тебя опять в
рабство продают? Ну а если я куплю тебя, что я буду иметь?» — «Весь
мир». — «Где же он?» — «Пред моими очами. Ибо все, что ты видишь, — и
земля, и небо, и море, — на самом деле совсем не здесь». — «Где же они?»
— «Нигде: ведь если бы они существовали где-нибудь, то это не было бы
существованием». — «А почему я их не вижу?» — «Потому что глаз души
твоей слеп. Я же вижу и тебя, и себя, и истинного тебя, и второго себя, и
вот так все на свете вижу дважды». — «Что ж, купить в одном рабе целый
мир — я готов! Беру его, Гермес».
«Продается доблестная жизнь,
всесовершенная жизнь! Кто хочет знать все?» — «Как это: все?» — «Он один
— мудрец, а значит, он один и царь, и богач, и полководец, и
мореплаватель». — «Он один и повар, он один и плотник, он один и
скотник?» — «Конечно». — «Такого раба грех не купить. Стоик, стоик, а ты
не в обиде, что ты раб?» — «Нимало. Ведь это от меня не зависит, а что
от меня не зависит, то мне безразлично». — «Вот покладистый молодец!» —
«Но берегись: если я захочу, то могу обратить тебя в камень». — «Как?
Разве ты Персей с головой Медузы?» — «Скажи: камень есть тело?» —
«Да». — «А человек есть тело?» — «Да». — «А ты — человек?» — «Да». —
«Стало быть, ты — камень». — «Холодею! Пожалуйста, преврати меня обратно
в человека». — «В два счета. Камень одушевлен?» — «Нет». — «А человек
одушевлен?» — «Да». — «А ты — человек?» — «Да». — «Стало быть, ты не
камень». — «Ну спасибо, что не погубил, — беру тебя».
«Продаем самого смышленого, самого
толкового, самого дельного! Аристотель, выходи!» — «А что он знает?» —
«Он знает, сколько времени живет комар, до какой глубины море освещается
солнцем и какова душа у устрицы». — «Вот это да!» — «А еще он знает,
что человек — животное смеющееся, а осел — нет, и что осел не умеет
строить дома и корабли». — «Довольно, довольно, покупаю его; бери с
меня, Гермес, любые деньги».
«Ну, кто у нас еще остался? Скептик?
Выходи, скептик, может, кто тебя и купит». — «Скажи, скептик, а что ты
умеешь?» — «Ничего». — «Почему?» — «Мне кажется, что вообще ничего
нет». — «И меня нет?» — «Не знаю». — «И тебя нет?» — «Подавно не
знаю». — «Чему же ты меня научишь?» — «Незнанию». — «Вот уж чем и впрямь
больше нигде не научишься! Сколько с меня за него, Гермес?» — «За
знающего раба берем пять мин, ну а за такого, пожалуй, одну». — «Вот
тебе мина. Ну что, любезный, купил я тебя?» — «Это неизвестно». — «Как? Я
ведь заплатил за тебя!» — «Кто знает?!» — «Гермес, деньги и все
присутствующие». — «Разве здесь кто-нибудь присутствует?» — «А вот пошлю
я тебя жернова ворочать — сразу почувствуешь, кто здесь раб и кто не
раб!»
«Полно спорить! — перебивает их Гермес. —
Ты ступай за твоим хозяином, а вы все, которые у нас ничего не купили,
приходите сюда завтра. Сегодня мы распродавали философов, а завтра будем
ремесленников, мужиков и торговцев. Может, они лучше годятся в учителя
жизни?»