Третьим отделением александрийского Мусея было астрономическое. Что услышим мы здесь?
Земля — шар, говорят нам александрийские
астрономы. Кто решил это первый — неизвестно; наверное, пифагорейцы, они
ведь считали шар совершеннейшим телом. А теперь это признают уже все.
Если спросить доказательств — скажут и о том, что на севере видны не те
созвездия, что на юге, и о том, что при лунном затмении тень Земли на
диске Луны всегда круглая. Это мы знаем. А дальше?
Земля — шар; это значит: центр этого шара —
«низ», а со всех сторон от него — «верх». Все, что есть на свете
твердого, падает «вниз» и сбивается здесь в ком, это и есть земной шар.
Все, что есть на земле жидкого, тоже льется вниз, но вода легче земли, и
она разливается слоем поверх этого шара. Все, что есть на земле
воздушного, стремится уже не вниз, а вверх (посмотрите на пузыри в
воде); поэтому воздух ложится вокруг центра мира третьим слоем, поверх
земли и воды. Все, что есть огненного, тоже стремится вверх, и еще
сильнее (посмотрите на языки пламени); поэтому огонь ложится поверх
земли, воды и воздуха четвертым слоем — это здесь гремят грозы и
сверкают молнии. Так все четыре стихии находят каждая свое место на
земле и над землей. Они не враждуют, как когда-то у Эмпедокла: они
дружно сплотились в устойчивое целое.
А дальше? Из чего состоит небо? Хочется
предположить: из того же огня; и мы видим его в Солнце и в звездах.
Оказывается, нет! Из огня, но не из того. И земля, и вода, и воздух, и
огонь от природы движутся по прямой: одни падают вниз, другие взлетают
вверх. А в небе прямолинейных движений нет — только круговые.
(Взгляните, как вращается звездный свод, и убедитесь сами.) Стало быть,
там над нами — особая, пятая стихия, которой на земле нет. Так рассудил
Аристотель и назвал ее старинным словом «эфир», что значит «пылающий». А
по-латыни ее будут называть «пятой сущностью», «квинтэссенцией».
Но не все эфирные светила одинаково чинно
ходят по звездному своду. Семь из них имеют собственные пути: Солнце,
Луна и пять планет — Гермес-Сияющий, Афродита-Светоносная, Арес-Огневой,
Зевс-Лучезарный и Кронос-Ясный. У Солнца и Луны пути тоже круговые, а у
пяти планет — досаднейшим образом запутанные: то светило появится в
одном созвездии, то сдвинется к другому, то исчезнет совсем. За это и
дано им название: «планета» — значит «бродяга».
Так что же, выходит, не все небесные тела
движутся по кругам? Не беспокойтесь, все. Может быть, вы видели
китайскую игрушку: костяной шар с прорезями, в нем другой такой же, в
нем третий, и каждый может вращаться в любом направлении. Представьте,
что планета прикреплена к внутреннему, третьему шару. Она движется
вокруг его оси. Но сама эта ось вставлена в другой, средний шар, а он в
свою очередь вращается вокруг совсем иной оси, а эта ось вставлена в
наружный шар, который вместе с нею поворачивается в третьем направлении.
Так наша планета участвует сразу в трех круговых движениях, а от этого,
если смотреть из центра, кажется, что путь ее — петлистый. Вот так и в
небе: каждую маленькую планету движут несколько огромных шаров, только
шары, конечно, не костяные, а эфирные. Если рассчитать хорошенько размер
и скорость каждого шара, то можно объяснить извилины всех планетных
путей.
Такая «теория концентрических сфер» в эти
александрийские дни была последним словом науки. Она объясняла все, что
можно было видеть в небе, — так что жаловаться на нее не приходилось. Но
больно уж она была громоздкой! Все небо оказывалось набито прозрачными
шарами, вращающимися друг в друге в разных направлениях: 55 сфер было
нужно Аристотелю, чтобы нести всего лишь семь светил. Поэтому в
следующие века на смену была выработана теория попроще — так сказать, не
система шаров, а система колес. Представьте себе большое колесо на оси.
В обод его вбита сбоку другая, маленькая ось, и на нее надето другое,
маленькое колесо. А к ободу маленького колеса прикреплена планета. Оба
колеса вращаются, мы смотрим из центра и видим у планеты тот же
петлистый путь. Это — та самая система Птолемея, которую сменила потом
система Коперника. Описал ее астроном Птолемей (тезка египетских царей)
лет через четыреста после нашего визита в Александрию, уже при римлянах.
Но и эта «теория эпициклов»
(дополнительный круг — по-гречески «эпицикл»), особенно с наросшими на
ней уточнениями и усовершенствованиями, со временем оказалась слишком
сложной. Недаром через тысячу лет после Птолемея один испанский король,
любитель астрономии, вздохнул: «Если бы Господь Бог спросил моего
совета, я бы предложил ему устроить мир попроще». Вот тут и явился
Коперник со своей системой. Не думайте, что она объясняла небесные
движения лучше, чем Птолемеева. Она объясняла их хуже! (Сейчас скажу,
почему.) Но она была проще, а измученные потребители предпочитали
результаты пусть менее точные, зато более легкие. Неточна же была
система Коперника потому, что Коперник по старой аристотелевской
привычке считал орбиты Земли и планет кругами, а на самом деле они —
овалы, эллипсы. Это впервые рассчитал Кеплер, и на этом кончается
античная астрономия: рухнуло противопоставление «на земле все по прямой,
а на небе — по совершенному кругу», земля и небо оказались подчинены
одним и тем же законам. |