Пусть сопутствует счастье переписавшему эту книгу, взявшему ее в руки и читающему ее.
(Надпись на рукописи речей Демосфена)
Рассказывали,
будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане
пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Василеве
Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал…» Это
было предзнаменование, что городу суждено прославиться словесными
науками.
Александрия была самым большим городом
греческого мира. Она была выстроена по-научному, улицы пересекались под
прямыми углами, главная была шириной в 30 метров; обнесенная колоннадой,
она тянулась на целый час ходьбы, от Ворот Солнца до Ворот Луны. На
центральном перекрестке была площадь, а на площади — исполинский
мавзолей с телом Александра Великого. Ближе к морю стоял царский дворец,
а при нем — дом, посвященный Музам: Мусей.
Мусей не был музеем в нашем смысле слова:
хранить обломки древних культур греки не любили. Это было место, где шла
работа над живой культурой, нечто вроде академии наук пополам с
университетом. Мысль о Мусее подал царю Птолемею Деметрий Фалерский;
здесь на царские деньги велась та самая разработка всех наук сразу, о
которой мечтал в своем Ликее учитель Деметрия Аристотель. Царь Птолемей
сам приглашал в Александрию лучших ученых и поэтов со всех концов мира.
«Курятником Муз» называл Мусей один непочтительный философ. Здесь был
двор для прогулок, зал для разговоров, комнаты для занятий с учениками,
лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное, была
библиотека.
До сих пор у нас не было речи о
библиотеках и очень мало было речи о книгах. Нам странно это
представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В
маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с
голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь,
предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у
его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир
расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было
теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать,
собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги
переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был
Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И
самым большим собранием книг была Александрийская библиотека.
Папирусные свитки греки научились делать у
египтян. Шириной они были с эту книгу, а длиной — метров шесть. Бывали и
длиннее, но ими уже было неудобно пользоваться. «Большая книга —
большое зло», — говорил александрийский библиотекарь, поэт Каллимах.
Текст писался на них столбцами шириной в длинную стихотворную строчку.
Обычно в свитке помещалась тысяча с лишним строк. Писатели к этому
привыкли и сами делили свои сочинения на разделы — «книги» —
приблизительно такой длины. Начало и конец свитка приклеивались к
палочкам, чтобы за них держать. Держали свиток правой рукой, а
разворачивали левой и, читая, перематывали его постепенно с задней
палочки на переднюю. Если вы увидите какое-нибудь древнее изображение
человека со свитком — приметьте, в какой руке у него свиток. Если в
правой, то это книга еще не прочитанная, а если в левой — уже
прочитанная.
Строчки разлиновывали свинцовым колесиком,
писали тростниковым пером, чернила делали из черного сока каракатицы
или из «чернильных орешков» — наростов на дубовых листьях. Ошибки
смывались губкой или попросту слизывались языком. Заглавия и заглавные
буквы писались красным — отсюда выражение «с красной строки». Если книга
делалась на продажу, то писец писал аккуратными прописными буквами:
буква под буквой, как по клеточкам («по-печатному» — сказали бы мы);
если для себя — то скорописью, как попало. Писалинеразделяяслов, а чтобы
легче было читать, иногда расставля́линадстроко́йзна́киударе́ния. Паузы
отмечали вертикальной черточкой. Много веков спустя из этой черточки
получилась наша запятая.
У книготорговцев были книжные мастерские,
где изготовлялось сразу по многу экземпляров нужной книги. Ученые
рабы-писцы (стоили они очень дорого) сидели в ряд и писали, а начальник
прохаживался перед ними и внятно диктовал. Потом, в средние века, книги
стали переписываться иначе: писец-монах сидел один в своей келье, держал
перед собой нужную книгу и списывал с нее. Ошибок и те и другой делали
очень много, но ошибки были разные: у древних переписчиков — слуховые, у
средневековых — зрительные. Вместо слова «Иония» античный писец,
недослышав, писал «Еония», а средневековый, недосмотрев, — «Нония».
Разобраться в переписываемом подчас бывало
нелегко. Представьте себе, что вы на полях вашего учебника записали со
слов учителя какое-то добавление. Если учебник печатный, а ваше
добавление, понятно, написано от руки, то спутать их невозможно. Если же
и учебник, как в древности, рукописный, и добавление ваше рукописное,
то легко подумать, что это случайно пропущенная фраза из учебника же и
ее надо вставить куда-то в текст. Так античные переписчики и делали, а
если получалось нескладно, то подправляли текст по своему разумению.
Иногда ошибок нагромождалось столько, что ученые до сих пор не могут
восстановить, что же было в первоначальном тексте.
Поэтому александрийские ученые очень
старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные
рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в
александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из
путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и
отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые
надежные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в
Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей попросил под большой залог
эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки. Афиняне
дали, и, конечно, царь пожертвовал залогом, вернул копии, а рукописи
оставил в Александрии.
Не обходилось без соперничества. Цари
малоазиатского города Пергама тоже собирали библиотеку. Узнав об этом,
египетский Птолемей V запретил вывоз папируса из Египта, чтобы в Пергаме
не на чем было писать. Тогда там изобрели новый писчий материал —
пергамент. Это были овечьи и телячьи кожи, тонко вычищенные и
выглаженные. Из них не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали
их в книги, вроде наших. Пергамент был гораздо дороже папируса, зато
прочней; кроме того, пергамент можно было изготовлять везде, а папирус —
только в Египте. Это решило будущую победу пергамента: в средние века,
когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамент. Но в
древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не
смогла догнать Александрийскую.
Около 700 тысяч свитков было собрано в
Александрийской библиотеке. Здесь хранилось все, что было когда-нибудь
написано на греческом языке. Сам список этих книг (со справками об
авторах и о содержании) занимал 120 свитков; составил его тот самый
Каллимах, который сказал: «Большая книга — большое зло». Кроме главного
книгохранилища при Мусее, пришлось выстроить второе, при храме Сераписа.
Они простояли шесть с лишним веков. Малая библиотека была разорена в
390 г. н.э., когда христианские монахи громили храм Сераписа. А большая
библиотека была сожжена в 641 г. н.э., когда мусульманский халиф Омар
взял Александрию. Говорят, он сказал: «Если в этих книгах то же, что в
Коране, — они бесполезны; если не то же — они вредны». |