Государство было придумано — государство
нужно было построить. «Не быть в людях добру, пока философы не станут
царями или цари — философами», — сказал Платон. Он окинул Грецию
взглядом: где тот царь, которого можно сделать философом, чтобы он после
этого сделал философов царями? Взгляд его остановился на Сиракузах — на
Дионисии Старшем, а потом на сыне его Дионисии Младшем. И Платон,
ненавистник тирании, потомок аристократов-тираноборцев, поехал к
сиракузским тиранам.
С Дионисием Старшим разговор его был
недолог. Платон встал перед Дионисием и начал говорить, как жалок тиран в
сравнении с мудрецом. Дионисий слушал мрачно. «Стало быть, тиран не
мудр?» — «Мудр лишь тот, кто делает сограждан лучше». — «И не храбр?» —
«Храброму ли бояться собственного цирюльника?» — «И не справедлив в
суде?» — «Всякий суд лишь штопает дыры в лохмотьях Справедливости». —
«Зачем же ты, в таком случае, приехал?» — «Искать совершенного
человека». — «Тогда считай, что ты его не нашел!» И Дионисий удалился,
отдав приказ: когда Платон поедет обратно в Афины, схватить его и
продать в рабство.
Платона вывели на продажу в незнакомом
городе — он не сказал ни слова. Среди народа случайно оказался
Анникерид, ученик Аристиппа; он узнал Платона, купил его и тотчас
отпустил на волю. Афинские друзья Платона хотели возместить ему эти
деньги — Анникерид гордо ответил: «Знайте: не только в Афинах умеют
ценить философию».
В сказочные времена жил близ Афин герой
Академ. Когда царь Тесей похитил в Спарте юную Елену и ее братья
Диоскуры погнались за похитителем, Академ показал им, где спрятана их
сестра. Поэтому, когда спартанцы разоряли афинскую землю, они не тронули
той пригородной рощи, где когда-то жил Академ. Эта «Академия» осталась
мирным уголком среди раздоров и бедствий. Здесь на те деньги, которых не
принял Анникерид, друзья купили Платону усадьбу. На воротах ее
написали: «Не знающим геометрии вход воспрещен». Здесь он думал, писал,
беседовал с учениками и ждал царя-философа.
Прошло двадцать с лишним лет. Дионисия
Старшего в Сиракузах сменил Дионисий Младший — неумный, своенравный и
распущенный. Отец боялся в сыне соперника, держал его взаперти и ничему
не учил, и тот коротал скуку, сколачивая деревянные тележки и столики.
Придя к власти, он загулял: попойки его длились по девяносто дней, а все
дела в государстве стояли. Ему было совестно своего невежества и нрава,
но перебороть себя он не мог. У него был дядя, по имени Дион, страстный
поклонник Платона. Дион предложил пригласить в Сиракузы Платона и дать
ему земли и денег для основания философского государства. Дионисий
ухватился за эту мысль всей своей неспокойной совестью.
Платон вторично отправился в Сиракузы и
был принят по-царски. Дионисий от него не отходил, геометрия стала
придворной модой, комнаты дворца были засыпаны песком, на котором
чертились чертежи. Больше того — Платон единственный мог входить к
тирану без обыска. Аристипп обиженно говорил: «С таким гостем Дионисий
не разорится: нам, кому нужно много, он дает мало, а Платону, которому
ничего не нужно, — много». Не давал Дионисий только помощи для
философского города: он боялся, что там укрепится Дион и свергнет его.
Дион был отправлен в изгнание, и Платон понял, что надеждам его конец. С
трудом он отпросился у Дионисия на родину. Прощаясь, Дионисий угрюмо
сказал: «Не говори обо мне дурного в Академии». Платон невесело ответил:
«Плохой бы я был философ, если бы мне больше не о чем было говорить».
Прошло еще пять лет, и Платон приехал в
Сиракузы в третий раз — мирить Дионисия с Дионом. Ничего из этого не
вышло. У Дионисия не было ненависти к Платону, хуже: он его любил —
любил тяжкой любовью человека, который знает, что недостоин взаимности.
Он выслушивал уроки, упреки, обличения, но Платона от себя не отпускал. О
возвращении Диона не могло быть и речи: к Диону тиран ревновал Платона
смертной ревностью. Платон вернулся ни с чем. Тогда Дион собрал отряд
наемников, пошел на Сиракузы, изгнал Дионисия силой, но сиракузянам
новый тиран показался не лучше старого, и Дион был убит раньше, чем
успел подумать о философских законах. Говорили, что его убил Каллипп —
такой же ученик Платона, как и он.
Платон дряхлел в Академии, вновь и вновь
перекраивая свой чертеж идеального государства. И чем дальше, тем больше
ему становилось ясно: вечному благу нет места на земле, род
человеческий слишком испорчен, даже наилучшее государство — обречено.
Перед смертью он стал писать книгу о войне двух идеальных государств и о
гибели того из них, которое в своем величии забыло о божественной
добродетели и погналось за земными благами. Эти два государства — Афины и
Атлантида.
Действие происходит девять тысяч лет
назад, за несколько потопов до нашего времени — то есть это откровенная
сказка. Афины этой сказки — настоящее платоновское государство:
добродетельные стражи, у которых все общее, и добродетельные работники,
которым легко трудиться, потому что земля богата, как в золотом веке.
Здесь холмистые горы, раскидистые дубравы, тучные поля и изогнутые
берега. Атлантида же — это остров в океане, на нем поле — как
прямоугольник по линейке, а город — как круг по циркулю. В городе три
канала, кольцо в кольце, над каналами три стены — из меди, олова и
таинственного металла орихалка, на прямых улицах — дома из камня,
черного, белого и красного, в середине же — храм Посейдона, стены
серебряные, кровля золотая, потолок — слоновой кости, а простенки —
орихалковые. Правили в этом геометрическом великолепии десять царей,
потомки Посейдона. И вот когда стало им их богатство дороже добродетели,
то Зевс, блюститель законов, решил наложить на них кару… Здесь, у самой
завязки, смерть оборвала рассказ Платона.
Наверное, вам еще придется читать об
Атлантиде много разных разностей: и о том, что в дочеловеческие времена в
Атлантическом океане действительно было большое опускание суши, и о
том, что за тысячу лет до Платона в Эгейском море было такое извержение
вулкана, что волна от него разорила могучее царство на острове Крит.
Читайте, но помните: миф о Городе Золотых Ворот, наказанном за свои
грехи, сделал из всего этого только Платон. |