Не только науку о животных и не только
науку о государственном устройстве начинал Аристотель со сбора и
классификации материала. Науку о человеческих чувствах и поведении —
тоже. Называлась эта наука — «этика», сочинение о ней написал сам
Аристотель, а сборник описаний человеческих характеров составил его
ученик Феофраст. Здесь тридцать небольших портретов: Притворщик, Льстец,
Пустослов, Невежа, Угодливый, Отчаянный, Сплетник… Вот некоторые из
них, чуть-чуть сокращенные.
Льстец. Лесть можно определить как
обхождение некрасивое, но выгодное льстящему. Льстец — это такой
человек, который во время прогулки скажет спутнику: «Замечаешь, как все
на тебя смотрят? Никого другого в городе так не уважают!» — и снимет с
его плаща ниточку. Спутник заговорил — льстец велит всем умолкнуть;
сострил — хохочет; запел — хвалит; умолк — восклицает: «Превосходно!»
Детям его он покупает яблоки и груши, дарит так, чтобы отец видел, и
приговаривает: «У хорошего отца и дети хороши». Когда спутник покупает
себе сандалии, льстец восклицает: «Хороша обувь, а нога лучше!» Когда
тот идет в гости к приятелю, льстец бежит вперед и объявляет: «К тебе
идет!» — а потом, вернувшись назад: «Оповестил!» Спрашивает улещаемого,
не холодно ли ему, и, не дав ему ответить, уже кутает его в плащ. Болтая
с другими, смотрит на него, а когда тот садится, он выхватывает у раба
подушку и подкладывает ему сам. И дом-то у него, говорит льстец, красив и
прочен, и поле хорошо возделано, и портрет похож.
Невежа. Невежество — это, вернее
всего, незнание приличий, как у мужиков. Невежа носит обувь, которая ему
велика; говорит зычно; друзьям и домашним не доверяет, а с рабами обо
всем советуется и батракам в поле рассказывает, что было при нем в
народном собрании. В городе он не глядит ни на храмы, ни на статуи, но
если увидит быка или осла, непременно остановится и полюбуется.
Завтракает он на ходу, задавая корм скотине. Монету берет не всякую, а
сперва прикинет, не легка ли. Если одолжит кому корзину, серп или мешок,
то после этого заснуть не может и средь ночи идет просить назад.
Являясь в город, спрашивает первого встречного, почем здесь овчины и
сушеная рыба. Моясь в бане, поет; башмаки подбивает гвоздями.
Болтун. Болтливость — это
склонность говорить много и не думая. Болтун подсаживается поближе к
незнакомому и рассказывает, какая у него, болтуна, хорошая жена; потом
сообщает сон, который видел ночью; потом перечисляет, что ел за обедом.
Дальше, слово за слово, он говорит, что нынешние люди куда хуже прежних,
и как мало дают за пшеницу на рынке, и как много понаехало чужеземцев, и
что море вот уж месяц как судоходно, и что если Зевс пошлет хороший
дождь, то год будет урожайный, и как трудно стало жить, и сколько колонн
в Парфеноне, и что через полгода будет праздник Элевсиний, а потом
Дионисий, и какой, собственно, день сегодня? И если его будут терпеть,
он не отвяжется.
Брюзга. Брюзжанье — это
несправедливая брань на все что ни на есть. Брюзга в дождь сердится не
на то, что дождь идет, а на то, почему он раньше не шел. Найдя на улице
кошелек, говорит: «А вот клада я ни разу не находил!» Когда подружка его
целует, он ворчит: «И чего ты меня любишь?» Поторговавшись и купив
раба, восклицает: «Воображаю, какое я купил добро, и за какую цену!» А
выиграв дело единогласным решением суда, он еще попрекает защитника, что
можно было говорить и получше.
Суевер. Суеверие — это малодушный
страх перед неведомо какими божественными силами. Суевер в праздник
непременно окропит себя святой водою, положит в рот веточку лавра,
взятую из храма, и ходит с нею целый день. Если ласка перебежит ему
дорогу, он не двинется, пока кто-нибудь не пройдет первым, а если нет
никого, то бросит вперед три камешка. Если мышь проест мешок с мукой, он
идет к гадателю и спрашивает, что делать, а если тот скажет: «Взять и
залатать», то приходит домой и приносит умилостивительные жертвы.
Услышав дорогою крики сов, остановится и помолится Афине. По тяжелым
дням сидит дома и только украшает венками домашних богов. Встретив
похороны, он бежит, омывается с головы до ног и, призвав жриц, просит
совершить над ним очищение. А увидев припадочного, он от сглазу в ужасе
плюет себе за пазуху.
Дурак. Глупость — это
неповоротливость ума в речах и в деле. Дурак — это тот, кто, сделав
подсчет и подведя итог, спрашивает соседа: «Сколько ж это будет?» Когда
его зовут в суд, он, позабыв, отправляется в поле. Засыпает на
представлении и, просыпаясь, видит, что он один в пустом театре. Взяв
что-нибудь, сам спрячет, а потом будет искать и не сможет найти. Когда
ему сообщают, что умер знакомый, он, помрачнев, говорит: «В час добрый!»
Зимой препирается с рабом, что тот не купил огурцов. Детей своих если
уж заставит упражняться в борьбе и беге, то не отпустит, пока не
выбьются из сил. А если кто спросит, сколько покойников похоронено за
кладбищенскими воротами, он ответит: «Нам бы с тобою столько!»
|