Почти не было в Александрии уроков физики и совсем не было уроков химии.
Древние греки были хорошими математиками и
плохими физиками. Причина была все та же: рабовладельческие привычки.
Математика была работой умственной и имела дело с идеальными квадратами и
треугольниками. А физика должна была наблюдать совсем не идеальный
земной мир, да еще с помощью приборов самой что ни на есть ручной
работы. Понятно, что математика считалась наукой, достойной свободного
человека, а в физике все время мерещилось что-то ремесленное и рабское. А
о химии, которая без рукодельных опытов даже наблюдать ничего не может,
не приходится и говорить.
Если я все же заговорил об этих двух
науках, то вот почему. В книгах по истории науки (особенно популярных) о
греческой физике обычно судят очень сурово: перечисляют ложные мнения
Аристотеля и говорят, что они задержали развитие науки почти на две
тысячи лет. Мне хочется заступиться за Аристотеля: сказать, что он
представлял себе законы природы совершенно так, как представляли бы их
мы, если бы смотрели на мир не по учебнику, а своими глазами.
Три ошибочных мнения было у Аристотеля.
Во-первых, что «природа боится пустоты», мир плотно заполнен веществом.
Во-вторых, что тела движутся, только когда на них действует сила,
движения по инерции нет. В-третьих, что тяжелые тела падают быстрее, чем
легкие. Подумайте, и вы увидите: все три полностью соответствуют тому,
что мы видим вокруг себя.
«Природа боится пустоты». Разве не так?
Видели мы когда-нибудь вокруг себя пустоту? Что нам и могло бы
показаться пустотой, на самом деле — воздух; это показал еще
воздухолов-Эмпедокл. Поставим в воду отвесную трубу, будем подымать в
ней поршень — вода пойдет за поршнем, не позволит образоваться пустоте.
Теперь мы знаем: вода пойдет за поршнем не на любую высоту, а только до
десяти с лишним метров. Но с такими высокими водоподъемными трубами люди
не имели дела до самого XVI века, когда пошла по Европе мода на
фонтаны. Теперь мы знаем: воду поднимает по трубе не страх пустоты, а
давление тяжести воздуха на поверхность воды снаружи трубы. Но грекам
казалось, что этого не может быть, потому что воздух тяжести не имеет и
стремится не вниз, а вверх — как пузырь в воде. Все от наблюдения —
сомнения даже не возникают.
«Нет движения без приложенной силы».
Только одно движение возможно без приложения силы и, стало быть,
«естественно»: падение. Всякое другое перемещение «искусственно»:
требует приложения силы. Поставь телегу — она так и будет стоять; впряги
в телегу лошадь — она поедет. Правда, одно повседневное действие в это
вроде бы не укладывается: когда мы бросаем камень, он летит, хотя рука
его больше уже не толкает. Но мы помним: в природе нет пустоты, вокруг
камня находится воздух, его частицы и продолжают толкать камень вперед.
Объяснение сложноватое, но наблюдениям не противоречит. Теперь мы знаем:
без приложенной силы, по инерции возможен не только покой, но и
равномерное прямолинейное движение. Но наблюдать это невозможно, а
вывести гипотетически грекам было не по нраву. Они привыкли представлять
мир спокойным и устойчивым, чтобы все тела в нем сохраняли свой покой
или падали туда, где надеются его найти.
«Тяжелое падает быстрее, чем легкое».
Здесь любой опыт подтвердит вам: да, скорость падения зависит от веса и
даже от формы падающих тел; да, железный шарик упадет быстрее, чем
железный лист, а железный лист быстрее, чем бумажный. Теперь мы знаем:
это только от сопротивления воздуха, а в пустоте они все падали бы с
одинаковой растущей скоростью. Но опять-таки пустоты в мире нет; более
того, именно этим примером Аристотель доказывал, что ее и не может быть.
Ускоряясь в пустоте, говорил он, скорость движения стала бы
бесконечной, а это невозможно; стало быть, пустоты нет. Страх
бесконечности ничуть не ослабел в греках со времен Ахилла и черепахи.
Вот так и возникают ложные теории: сперва —
бесспорные наблюдения; потом — объяснения, с виду простейшие и
естественные, а на деле подсказанные вечной греческой любовью к
устойчивому порядку и нелюбовью к хаосу, в частности к пустоте и к
бесконечности; и наконец — сцепление этих объяснений в стройную систему,
где они поддерживают друг друга. А затем такая система стоит, пока ее
не разрушит, с одной стороны, накопление новых наблюдений и опытов, с
другой стороны, смена вкуса к устойчивости и покою вкусом к движению и
простору. (Это случится в XVII веке при Галилее и Ньютоне.) Мешали
эти теории практике или нет? Мешали, но мало. Представление о том, что в
водоподъемных трубах природа боится пустоты, ничуть не помешало
александрийскому механику Ктесибию изобрести пожарный насос и водяной
орган. Представление о том, что брошенный камень летит, движимый
постоянной силой, не помешало именно в эти годы завести настоящую
античную артиллерию: катапульты — исполинские луки и пращи на колесах,
бившие камнями и стрелами с такой силой, что еще в начале XX века
некоторые военные специалисты серьезно думали, не возродить ли их в
современных армиях. (Изобретены эти орудия впервые были еще при тиране
Дионисии Сиракузском. «Вот и конец пришел воинской доблести!» — грустно
сказал спартанский царь Агесилай, когда ему показали такую дальнобойную
катапульту.) А неверные понятия о падении тел не помешали выстроить у
входа в александрийскую гавань седьмое чудо света — Фаросский маяк,
башню высотой с 25-этажный дом, простоявшую, не падая, ни много ни мало
полторы с лишним тысячи лет — до XIV века.
Античные физики знали зажигательное
стекло. Но ни телескопа, ни микроскопа они не изобрели, а пользовались
таким стеклом для шуток: например, чтобы навести солнечные лучи на
восковую дощечку в руках увлеченного читателя да и растопить на ней все
буквы. Античные техники знали силу пара. Но паровой машины они не
построили, а построили игрушку для взрослых: маленький котел, сам собой
вертящийся на оси. Не в том дело, будто они не могли создать
промышленную технику современного типа, а в том, что они не хотели
этого. Вспомним еще и еще раз, что мы видели в главе «Летосчисление»:
античный человек испугался бы даже мысли об обществе, стремительно
развивающемся неведомо куда. Он хотел общества устойчивого и
постоянного, где завтра похоже на вчера и где рабов вполне хватает,
чтобы прокормить господ и доставить им возможность беззаботно заниматься
красивыми умозрениями. |