В эти самые годы, вскоре после смерти
Александра Македонского, в Афины приехал незаметный человек, смуглый,
худой и неуклюжий: купеческий сын с Кипра по имени Зенон. В юности он
спросил оракул: как жить? — оракул ответил: «Учись у покойников». Он
понял и начал читать книги. Но на Кипре книг было мало. В Афинах он
прежде всего отыскал лавку, где продавались книги, и здесь среди свитков
«Илиады» на потребу школьников ему попалась книга воспоминаний о
Сократе. Зенон не мог от нее оторваться. «Где можно найти такого
человека, как Сократ?» — спросил он у лавочника. Тот показал на улицу:
«Вот!» Там, стуча палкой, шумно шагал полуголый Кратет, ученик Диогена.
Зенон бросил все и пошел за нищим Кратетом. Потом ему принесли весть:
корабль с грузом пурпура, который он ждал с Кипра, потерпел крушение,
все его имущество погибло. Зенон воскликнул: «Спасибо, судьба! Ты сама
толкаешь меня к философии!» — и уже не покидал Афин.
На афинской площади был портик — стена с
расписным изображением Марафонской битвы, перед ней — колоннада и навес
от солнца. Портик — по-гречески «стоя». Здесь, в «Расписной стое» стал
вести свои беседы Зенон, и учеников его стали называть «стоики». Это
были люди бедные, суровые и сильные. Старший из них, Клеанф, бывший
кулачный боец, зарабатывал деньги тем, что по ночам таскал воду для
огородников, а днем слушал Зенона и записывал его уроки на бараньих
лопатках, потому что купить писчие дощечки ему было не на что.
До сих пор философы представляли себе мир
большим городом-государством с правителями-идеями, или с
гражданами-атомами, или с партиями-стихиями. Зенон представил себе мир
большим живым телом. Оно одушевленно, и душа пронизывает каждую его
частицу: в сердце ее больше, чем в ноге, в человеке — чем в камне, в
философе — чем в обывателе, но она — всюду. Оно целесообразно до
мелочей: каждая жилка в человеке и каждая букашка вокруг человека для
чего-нибудь да нужна, каждый наш вздох и каждый помысел вызван
потребностью мирового организма и служит его жизни и здоровью. Каждый из
нас — часть этого вселенского тела, все равно как палец или глаз.
Как же должны мы жить? Как палец или глаз:
делать свое дело и радоваться, что оно необходимо мировому телу. Может
быть, наш палец и недоволен тем, что ему приходится делать грубую
работу, может быть, он и предпочел бы быть глазом — что из того?
Добровольно или недобровольно он останется пальцем и будет делать все,
что должен. Так и люди перед лицом мирового закона — судьбы. «Кто хочет,
того судьба ведет, кто не хочет, того тащит», — гласит стоическая
поговорка. «Что тебе дала философия?» — спросили стоика; он ответил: «С
нею я делаю охотой то, что без нее я бы делал неволей». Если бы палец
мог думать не о своей грубой работе, а о том, как он нужен человеку,
палец был бы счастлив; пусть же будет счастлив человек, сливая свой
разум и свою волю с разумом и законом мирового целого.
А если что-то этому мешает? Если
нездоровье не дает ему служить семье, а семья — служить государству, а
тиран — служить мировому закону? Если он раб? Это — ничто, это — лишь
упражнения, чтобы закалить свою волю: разве стал бы Геракл Гераклом,
если бы в мире не было чудовищ? Главное для человека — не беда, а
отношение к беде. «У него умер сын». Но ведь это от него не зависело! «У
него утонул корабль». И это не зависело. «Его осудили на казнь». И это
не зависело. «Он перенес все это мужественно». А вот это от него
зависело, это — хорошо.
Для такого самообладания стоический мудрец
должен отрешиться от всех страстей: от удовольствия и скорби о прошлом,
от желания и страха перед будущим. Если мой палец начнет томиться
собственными страстями, вряд ли он будет хорошо действовать; так и
человек. «Учись не поддаваться гневу, — говорили стоики. — Считай про
себя: я не гневался день, два, три. Если досчитаешь до тридцати, то
принеси благодарственную жертву богам». Когда Зенона однажды разозлил
непослушный раб, Зенон только и сказал: «Я побил бы тебя, не будь я в
гневе». А когда стоика Эпиктета, который сам был раб, нещадно колотил
хозяин, Эпиктет спокойным голосом сказал ему: «Осторожно, ты переломишь
мне ногу». Хозяин набросился на него еще злее, хрустнула кость. «Вот и
переломил», — не меняя голоса, сказал Эпиктет.
Если человек достигнет бесстрастия и
сольется своим разумом с мировым разумом, он будет подобен богу, ему
будет принадлежать все, что подчиняется мировому разуму, то есть весь
мир. Он будет и настоящий царь, и богач, и полководец, и поэт, и
корабельщик, а все остальные, хотя бы и сидели на троне, хотя бы и
копили богатства, будут лишь рабами страстей и нищими душою. Ибо в
совершенстве не бывает «более» или «менее»: или ты все, или ты ничто.
Путь добродетели узок, как канат канатоходца, — оступишься ты на палец
или на шаг, все равно ты упал и погиб. Над стоиками очень смеялись за
такое высокомерие, но они стояли на своем.
Над ними смеялись, но их уважали. Это была
не Диогенова философия поденщика — это наконец-то была, несмотря на все
чудачества, настоящая философия труженика. А на тружениках и тогда и
всегда держался и дом, и город, и мир. Рабы утешались мыслью, что душой
они вольней хозяев, и цари приглашали стоиков к себе в советники.
Македонский царь Антигон Младший, бывая в Афинах, не отходил от Зенона и
брал его на все свои пиры. Напившись, он кричал ему: «Что мне для тебя
сделать?» — а тот отвечал: «Протрезветь».
Сократа афиняне казнили, Аристотеля
изгнали, Платона терпели, а Зенона они почтили золотым венком и
похоронили на государственный счет. «За то, что он делал то, что
говорил», — было сказано в народном постановлении. |