Близорукие люди, как мы сейчас объяснили,
легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям
с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко
к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок
через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут
приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут
видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между
получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на
фотографию двумя глазами с большого расстояния, — огромна. Такой способ
рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты
стереоскопа.
Теперь становится понятным, почему
фотоснимки часто приобретают рельефность, если смотреть на них одним
глазом в увеличительное стекло. Факт этот общеизвестен. Но правильное
объяснение явления приходится слышать редко.
Один из рецензентов «Занимательной физики» писал мне по этому поводу:
«В следующем издании рассмотрите вопрос:
отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной? Мое мнение,
что все сложное объяснение стереоскопа не выдерживает критики.
Попробуйте смотреть в стереоскоп одним глазом: рельефность сохраняется
вопреки теории».
Читателям, конечно, ясно теперь, что теория стереоскопа нисколько этим фактом не колеблется.
На том же основан любопытный эффект так
называемых «панорам», продающихся в игрушечных магазинах. В этих
маленьких приборах обыкновенный снимок ландшафта или группы
рассматривается через увеличительное стекло одним глазом. Этого уже
достаточно для получения рельефа; иллюзию обыкновенно усиливают еще тем,
что некоторые предметы переднего плана вырезаются отдельно и помещаются
впереди фотографии; глаз наш очень чувствителен к рельефности ближайших
предметов и не столь восприимчив к более далеким рельефам. |