Не думайте, что третий глаз здесь такая же
обмолвка, как третье ухо в устах взволнованного Ивана Игнатьевича из
«Капитанской дочки»: «Он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье —
и разойдитесь». У нас речь в самом деле пойдет о том, чтобы видеть
тремя глазами.
Видеть тремя глазами? Возможно разве приобрести себе третий глаз?
Представьте, мы будем говорить именно о
таком зрении. Наука не в силах дать человеку третий глаз, но в ее власти
дать возможность видеть предмет таким, каким он должен был бы казаться
существу с тремя глазами.
Начнем с того, что человеку,
лишившемуся одного глаза, вполне возможно рассматривать
стереоскопические фотографии и получать от них то впечатление
рельефности, которого воспринимать непосредственно он не может. Для
этого нужно проектировать на экран, быстро сменяя один другим, снимки,
предназначенные для правого и левого глаза; то, что человек двумя
глазами рассматривает одновременно, одноглазый будет видеть здесь
последовательно, в быстрой смене. Но результат получится один и тот же,
потому что весьма быстро сменяющиеся зрительные впечатления так же
сливаются в один образ, как и одновременные [Возможно, что замечаемая
иногда удивительная рельефность кинематографических картин объясняется,
помимо указанных ранее причин, еще отчасти и тем эффектом, о котором
сейчас говорится: если аппарат, производивший съемку, мерно покачивался
при этом (как часто бывает вследствие работы механизма, движущего
ленту), то снимки получались нетождественные; при быстрой же смене этих
снимков на экране они сливаются в нашем сознании в рельефный образ.].
Но если так, то человеку с двумя
глазами возможно одновременно видеть: одним глазом — две быстро
сменяющиеся фотографии, а другим — еще одну фотографию, снятую с третьей
точки зрения.
Иными словами, с одного предмета
делаются три снимка, отвечающие трем различным точкам, как бы трем
глазам. Затем два из этих снимков заставляют, быстро чередуясь,
действовать на один глаз наблюдателя; при быстром их чередовании
впечатления сливаются в один сложный рельефный образ. К этому образу присоединяется еще третье впечатление — от другого глаза, который смотрит на третий снимок.
При таких условиях мы хотя и смотрим
только двумя глазами, но впечатление получаем совершенно такое же, как
если бы смотрели тремя глазами. Рельефность при этом достигает высшей
степени. |