Искусство рассматривать фотографии
Рис. 1. Каким кажется палец левому и правому глазу, если держать руку недалеко от лица.
По устройству своему фотографическая
камера — большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от
расстояния между объективом и снимаемыми предметами. Фотографический
аппарат закрепляет на пластинке перспективный вид, который представился
бы нашему глазу (заметьте — одному глазу!), помещенному на месте
объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же
зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:
1) рассматривать снимок только одним глазом и
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза.
Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами,
мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не
изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из
особенностей нашего зрения. Когда мы рассматриваем телесный предмет, на
сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз
видит не совсем то же, что рисуется левому (рис. 1). Эта
неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что
предметы представляются нам телесными: сознание наше сливает оба
неодинаковых впечатления в один рельефный образ (на этом, как
известно, основано устройство стереоскопа). Иное дело, если перед нами
предмет плоский, например поверхность стены, оба глаза получают тогда
вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания
признаком плоскостного протяжения предмета.
Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы,
когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему
сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы
предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного,
мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в
таком совершенстве создаваемая фотографической камерой, разрушается
этим промахом.
На каком расстоянии надо держать фотографию?
Столь же важно и второе правило — держать снимок в надлежащем расстоянии
от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Каково
же должно быть это расстояние? Для получения полного впечатления надо
рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив
аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или, что то же
самое, под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 2). Отсюда
следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во
столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз
изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо
держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно
фокусной длине объектива.
Если мы примем во внимание, что в
большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12–15 см,
[В последующем тексте автор имеет в виду фотоаппараты таких типов,
которые были распространены в период создания «Занимательной физики»]
то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на правильном
расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза
(25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии,
висящие на стене, — их рассматривают с еще большего расстояния.
Только близорукие люди, с коротким
расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком
расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом,
который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним
глазом). Держа фотографию на расстоянии 12–15 см от глаза, они видят
перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний
план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.
Рис. 2. В фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2.
Читатель, надеюсь, согласится теперь,
что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не
получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия,
какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их
безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в
надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на
изображение, предназначенное только для одного. |