На рассмотренном сейчас принципе основан и эффект тех «чудес теней», которые показывались иногда в кино.
«Чудеса теней» состоят в том, что
отбрасываемые на экран тени движущихся фигур представляются зрителям
(вооруженным двухцветными очками) в виде телесных образов, выпукло
выступающих впереди экрана. Иллюзия достигается здесь использованием
эффекта двухцветной стереоскопии. Предмет, тень которого желательно
показать, помещается между экраном и двумя поставленными рядом
источниками света — красным и зеленым. На экране получаются две
окрашенные тени — красная и зеленая, частью покрывающие друг друга.
Зрители смотрят на эти тени не непосредственно, а сквозь очки с плоскими
стеклами — красным и зеленым.
Сейчас было объяснено, что при таких
условиях порождается иллюзия телесного образа, выступающего впереди
экранной плоскости. Иллюзии, достигаемые «чудесами теней», чрезвычайно
забавны: порой кажется, что брошенный предмет летит прямо в зрителя;
какой-нибудь исполинский паук шагает по воздуху в публику, заставляя ее
невольно вскрикивать и отворачиваться. Аппаратура здесь крайне проста;
она понятна из рис. 134, где Зл и Кр означают зеленую и красную лампы
(слева); Р и Q — предметы, помещенные между лампами и экраном; р и q со
значками Зл и Кр — окрашенные тени этих предметов на экране; Р1 и Q1 —
места, в которых видит эти предметы зритель, смотрящий через окрашенные
пленки — зеленую (Зл) и красную (Кр). Когда бутафорский «паук» за
экраном переносится из Q в Р, зрителю кажется, что он перебегает из Q1 в
P1.
Рис. 134. Секрет «чудес теней».
Вообще, приближение предмета за экраном
к источнику света, обусловливая увеличение тени на экране, создает
иллюзию надвигания предмета от экрана на зрителя. Все, что зрителям
кажется летящим на них с экрана, движется на самом деле в обратном
направлении — от экрана назад к источнику света. |