Зрение при быстром движении
Раньше мы говорили, что различные
изображения одного и того же предмета, сливаясь в нашем глазу при
быстром чередовании, создают зрительное впечатление рельефности.
Возникает вопрос: будет ли это только
тогда, когда подвижные изображения воспринимаются неподвижным глазом,
или то же будет наблюдаться и в равносильном случае, когда неподвижные
изображения воспринимаются быстро перемещающимся глазом?
Оказывается, как и следовало ожидать,
что стереоскопический эффект получается и в таком случае. Вероятно,
многим читателям случалось замечать, что кинематографические картины,
снятые с быстро движущегося поезда, обнаруживают необыкновенную
рельефность, не уступающую той, какая достигается в стереоскопе. Мы и
непосредственно можем убедиться в этом при внимательном отношении к тем
зрительным впечатлениям, которые воспринимаем при быстрой езде в вагоне
или в автомобиле: ландшафты, так наблюдаемые, отличаются
стереоскопичностью, отчетливым отделением переднего плана от заднего.
Ощущение глубины заметно возрастает, простирается вдаль больше
тех 450 м, которые являются пределом стереоскопического зрения для
неподвижного глаза.
Не в этом ли кроется причина приятного
впечатления, которое производит на нас ландшафт, рассматриваемый из окна
быстро мчащегося вагона? Даль уходит назад, и мы отчетливо различаем
огромность расстилающейся кругом картины природы. Когда на быстро
движущемся автомобиле мы проезжаем через лес, то — по той же причине —
каждое дерево, ветка, листок воспринимаются нами отчетливо
отграниченными в пространстве, заметно отделяясь друг от друга, а не
сливаясь в одно целое, как для наблюдателя неподвижного.
А при быстрой езде по дороге в горной
стране весь рельеф почвы воспринимается непосредственно глазом, горы и
долины ощущаются с осязательной пластичностью.
Все это доступно и одноглазым людям,
для которых описываемые ощущения являются совершенно новыми,
неизведанными. Мы уже отмечали, что для рельефного видения вовсе не
необходимо, как обычно думают, одновременное восприятие разных картин
непременно двумя глазами; стереоскопическое зрение осуществляется и одним глазом, если разные
картины сливаются при достаточно быстрой смене [Этим объясняется
заметная стереоскопичность кинематографических картин, если они засняты с
поезда, огибающего кривую, причем снимаемые предметы лежали в
направлении радиуса кривой. «Железнодорожный эффект», который мы здесь
имеем в виду, хорошо известен кинооператорам.].
Нет ничего легче, как проверить
сказанное: для этого потребуется лишь немного внимания к тому, что мы
воспринимаем, сидя в вагоне поезда или в автобусе. При этом вы заметите,
быть может, и другое поразительное явление, о котором писал еще Дове
сто лет назад (поистине, ново то, что хорошо забыто!): мелькающие мимо
окна близкие предметы кажутся уменьшенными. Факт этот объясняется
причиной, имеющей мало общего со стереоскопическим зрением, а именно
тем, что, видя столь быстро движущиеся предметы, мы ошибочно заключаем
об их близости; если же предмет ближе к нам, — как бы бессознательно
рассуждаем мы, — то он должен быть в натуре мельче обычного, чтобы
казаться такой же величины, как всегда. Это объяснение принадлежит
Гельмгольцу.
Сквозь цветные очки
Если вы станете смотреть через красное
стекло на надпись, сделанную красным по белому, то увидите ровный
красный фон, — и только. Никаких следов надписи вы не заметите, так как
красные буквы сливаются с красным же фоном. Глядя через то же стекло на
надпись, сделанную голубым по белому, вы отчетливо увидите черные
буквы на красном фоне. Почему черные — легко понять: красное стекло не
пропускает голубых лучей (оттого оно и красно, что пропускает только
красные лучи); следовательно, на месте голубых букв вы должны увидеть
отсутствие света, т. е. черные литеры.
На этом свойстве цветных стекол основано действие так называемых анаглифов — картин,
напечатанных особым образом и дающих тот же эффект, что и
стереоскопические фотографии. В анаглифах оба изображения,
соответствующие правому и левому глазу, печатаются одно на другом, но разными красками: голубой и красной.
Чтобы увидеть вместо двух цветных
одно черное, но рельефное изображение, достаточно смотреть на них через
цветные очки. Правый глаз через красное стекло видит только голубой
отпечаток, т. е. именно тот, который отвечает правому глазу (причем он
представляется глазу не цветным, а черным). Левый глаз через голубое стекло
видит только соответствующий ему красный отпечаток. Каждый глаз видит
лишь одно изображение — именно то, которое ему соответствует. Мы имеем
здесь те же условия, что и в стереоскопе, и следовательно, результат
должен быть тот же: получается впечатление рельефа.
|