При Феодосии
I окончательно восторжествовало православие. Указом он запретил жертвоприношения.
Во всех восточных областях были разрушены идольские капища, а на их месте
возводились православные храмы. Феодосию I пришлось много воевать. Он сумел
договориться с вождями готов и при их помощи подавил волнения на границах
империи, после чего разрешил готам поселиться на северо-западной части
Балканского полуострова. Из-за войн Феодосий вынужден был в некоторых
областях увеличить налоги. В Антиохии эта мера вызвала мятеж. Мятежники
кинулись в дом градоначальника и принялись выбрасывать оттуда на площадь
статуи императора. Войска подавили волнения. Зачинщики были схвачены и строго
наказаны городскими властями. Император, человек сдержанный и великодушный, но
в порыве гнева был непредсказуем. В страхе антиохийцы стали умолять своего
престарелого епископа Флавиана отправиться в Константинополь и попытаться
смягчить гнев императора. Флавиан тронулся в путь. Неизвестно было, увенчается
ли его миссия успехом. В это время сильно возросла роль одного священника,
которому Флавиан поручил дело проповеди, — Иоанна Златоуста.
Иоанн
родился в Антиохии около 347 года. Он рано лишился отца, и его воспитывала
мать Анфуса, от которой он получил первые уроки благочестия. Окрестившись,
Иоанн пожелал уйти в пустыню, чтобы жить для одного Бога, но мать умоляла не
покидать ее, и он покорился ее воле. Когда же Анфуса скончалась, Иоанн продал
свое богатое имение, освободил рабов, раздал бедным деньги, в 374 году
удалился в монастырь, где прожил до 375 года. Но монастырская жизнь не пришлась
ему по душе.
Сердечная
любовь к людям, чистота нравственных правил и подвижническая жизнь привлекала
людей к Иоанну. Он не щадил себя, находясь в неустанных трудах, и рано подорвал
свое здоровье. В 386 году его рукоположили в сан
священника. Иоанн проповедовал несколько раз в неделю. Его проповеди производили
настолько сильное впечатление, что многие, пришедшие в церковь ради прихоти,
осознавали свои грехи и горячо раскаивались. Как-то во время проповеди,
прерванной рукоплесканиями, одна женщина возвысила голос и сказала: «Иоанн,
золотые уста! Учение твое так глубоко, и слабый наш ум не все может постигнуть».
С тех пор Иоанн старался сделать свою проповедь более простой и доступной, а
народ, которому понравились слова женщины, стал называть его Златоустом.
После
волнений, произошедших в Антиохии, он один ободрял и утешал людей, стараясь
возвысить их души над земным страхом и призывал их умилостивить Господа исправлением
жизни и исполнением заповедей. Молитвы и поучения Иоанна возымели действие.
Жители Антиохии успокоились и ожидали возвращения из Константинополя Флавиана,
твердо уповая на Господа.
Посольство
Флавиана увенчалось успехом. Феодосий I прислал антиохийцам письмо, в котором написал, что предает забвению их
вину. В самый праздник Пасхи Иоанн зачитал это письмо народу, убеждая его
делать добрые дела, чтобы быть достойными милости Божией.
В 395 году
умер император Феодосий I. Перед смертью он поручил империю своим сыновьям —
Аркадию отдал Восток, а Гонорию — Запад.
Аркадий
призвал Иоанна Златоуста в Константинополь на место умершего архиепископа
Нектария. Этого сана домогался епископ Александрии Феофил, но на кандидатуре
Иоанна настоял любимец императора министр Евтропий, и Феофил отступил. Но он
затаил злобу на Иоанна.
В
Константинополе были наслышаны об Иоанне. Большинство жителей встретило его с
радостью. Забот у Иоанна было много. Он должен был надзирать за церквами
нескольких областей, противостоять в Константинополе арианам из готов,
осуществлять контроль за церковными доходами, которые многие духовные лица
использовали в своих интересах.
Иоанн удалил
предававшихся излишествам в земных благах священников, которые сделались его
врагами, употреблял деньги на нужды бедных, строил больницы. Его проповеди, в
которых он нелицеприятно обличал сребролюбивых и жестокосердных людей, вызывали
у тех раздражение и ненависть. Зато Иоанн нашел много сторонников, среди которых
была знатная вдова Олимпиада. Она была дочерью сенатора. Совсем юной Олимпиаду
обручили с одним благородным юношей, но он умер. Девушка решила не вступать в
брак. После смерти родных она наследовала большое состояние, которым щедро
служила Церкви и ближним.
Прошло какое-то
время, и ненавистью к Иоанну воспылала жена императора Евдоксия, отличавшаяся
крайним сребролюбием. Узнав об этом, его прежние враги оживились, особенно
низложенные Иоанном в областях епископы. Феофил Александрийский направлял их,
Евдоксия втайне покровительствовала им.
В 403 году
враги Иоанна собрали в Халки- доне собор, низложивший великого святителя. Под
давлением Евдоксии император Аркадий утвердил низложение и изгнание Иоанна.
Но не успел
Иоанн отплыть из Константинополя, как начались народные волнения. Народ
требовал возвратить любимого пастыря. Когда феофил захотел вступить в
кафедральный собор, чтобы утвердить свою победу, ему было оказано сильное
сопротивление. Опасаясь за свою жизнь, Феофил бежал из Константинополя. А в
самом городе произошло землетрясение. Среди ночи, напуганная сильными
подземными толчками, Евдоксия вбежала к императору., умоляя его возвратить
Иоанна. «Мы изгнали праведника, — кричала она. — И Господь за это наказывает
нас!» Вскоре по императорскому указу Иоанн получил приглашение вернуться в
Константинополь Иоанн возвратился. Как и прежде в проповедях он обличал пороки
общества, обрушивался на роскошь двора и на распущенность нравов. Через два
месяца произошло событие, которое дало повод его врагам вновь начать преследовать
святителя.
По желанию
Евдоксии перед самым собором Святой Софии ей воздвигли серебряную статую. Это
сопровождалось шумными торжествами, носившими откровенно языческий характер.
Иоанн потребовал прекратить неуместные увеселения, а в гневной проповеди
сравнил императрицу с Иродиадой. Евдоксия восприняла это как вызов. При ее
содействии был созван еще один собор, подтвердивший отлучение Иоанна от церкви.
Перед Пасхой в Великую Субботу во время таинства крещения толпа посланных
императором военных ворвалась в храм и набросилась на Иоанна. Народ защищал
своего пастыря. Многие были убиты и ранены. Новокрещаемые отправились в
загородную крещальню, и духовенство стало там довершать таинство крещения. Воины
ворвались и туда и стали избивать людей.
Кровь в
крещальне смешалась с водой. Иоанн в это время силой удерживался взаперти. Его
приверженцев бросили в темницы. В конце концов Аркадий повелел отправить Иоанна
в ссылку.
После
изгнания Иоанна загорелся храм Святой Софии. Вслед за ним выгорела большая
часть города. Сторонников Иоанна, в том числе Олимпиаду, заподозрили в поджоге.
Олимпиаде пришлось выплатить значительную сумму денег как штраф за поджог,
которого она не совершала, после чего она покинула Константинополь.
Иоанна
сослали в маленький город Кукуз, находившийся в диких и бесплодных горах
Армении. Там он сильно занемог. Изнуренный физически, Иоанн сохранял бодрость
духа. В письмах он утешал и ободрял своих сподвижников. Письма Иоанна к
Олимпиаде, написанные из ссылки, являются примером высочайшей духовной любви.
Через год
его перевели на север, еще в более дикую местность, в Пициус (современная
Пицунда). Двое воинов сопровождали Иоанна на место новой ссылки. Они вели его и
в зной, и в проливной дождь, не позволяя изнемогавшему пленнику немного
передохнуть. Через три месяца воины привели Иоанна в город Команах, где был
храм Святого мученика Василиска. Ночью святой явился к Иоанну и сказал ему:
«Не унывай, брате! Завтра будем вместе». В сновидении Василиск явился и к
священнику этого храма, повелев ему приготовить белую одежду для Иоанна и
причастить его перед смертью.
Наутро
Иоанна вывели из Команаха. Он был настолько слаб, что не мог идти. Тогда воинам
пришлось вернуть его в Команах. Священник, предуведомленный святым Василиском,
ожидал его на пороге храма. Иоанн переоделся, причастился, лег на каменный пол
возле алтаря и со словами: «Слава Богу за все» — отошел в вечность 14 сентября
407 года. Олимпиада, находившаяся в ссылке, еще долго получала его бодрые,
дышащие любовью и высокой христианской мудростью письма. Спустя два года она
скончалась.
При
императоре Феодосии II Младшем в 438 году мощи святителя с великим торжеством
были перенесли в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.
Иоанн
Златоуст оставил свыше восьмисот бесед с толкованиями на многие книги Священного
Писания. Он составил чин литургии, которая совершается в течение почти всего
года.
|