Христианское
учение стало проникать за пределы Римской империи еще в апостольские времена,
когда оно пришло в Персию и Аравию, потом — в Африку. В середине IV века
христианство проникло на Кавказ и от иверов распространилось к абхазам, а от
парфянина Григория Просветителя — к армянам. В Европе в форме арианства
христианство приняли германские племена — готы, вандалы, бургунды и лангобарды
в IV—V веках.
В конце III века христианское учение проникло на Британские
острова, а в конце V — к франкам. Когда британскими владениями стали
управлять завоеватели-англосаксы, в Великобритании распространилось
христианство с обрядами и учреждениями западной римской церкви (605 г.) и образовалось
две церкви — древнебританская (англосаксонская) и новоанглийская.
По
мере того как империя слабела, славянские племена становились для нее опасными
соседями. Болгары в конце VII века, основав сильное княжество, не раз угрожали
Константинополю. Моравы и чехи усилились в Богемии. Народы, жившие по берегам
Днепра, Буга, Вислы, Двины, Десны, Оки, Волги и на озере Ильмене, говорили на
сходном наречии.
Константинополь
желал обратить их в христианскую веру. Проповедь христианства среди славян
взяли на себя два брата — Константин и Мефодий, дети важного македонского
сановника.
Старший,
Мефодий, управлял одним славянским княжеством, а младший, Константин,
воспитывался при дворе, изучал философию и многие языки. Когда Константину
исполнилось двадцать четыре года, он покинул столицу и поселился на горе Олимп
со своим братом, который к тому времени сделался иноком.
В
858 году к императору явились послы от хазар, кочевавших по юго-восточной части
нынешней России. Они попросили его прислать людей, которые наставили бы их в
вере. Константин и Мефодий с радостью вызвались выполнить эту миссию. Они
выучили язык хазар, пошли в их землю и проповедовали там Христа. Проповедь шла
так успешно, что сам хан принял крещение со множеством народа.
В
861 году по просьбе болгарского царя Бориса братья прибыли в Болгарию, куда уже
давно проникла христианская вера, но в начале IX века она сделалась гонимой.
Предание говорит, что Мефодий, будучи искусным живописцем, написал на стене
царского дворца картину страшного суда, и она произвела на царя такое глубокое
впечатление, что он незамедлительно принял крещение. Известно, что в Болгарии
братья проповедовали на славянском языке.
В
862 году Константина и Мефодия пригласили к себе Ростислав и Святополк, князья
Моравские, и Коцел, князь Блатенский в Паннонии. Земля их была окрещена, но
она не имела учителей, которые объяснили бы людям веру и святые книги на их
языке. Славяне не имели письменности. «Проповедовать устно, — сказал
Константин, — все равно, что писать на песке». После сорокадневного поста и
молитвы братья стали трудиться над составлением славянской азбуки.
Как
только она была готова, Константин перевел на славянский язык отрывки из Евангелия
и Апостола для дневных чтений, и братья понесли в Великоморавское княжество
Слово Божее. Они проповедовали, объясняли христианские истины, обучали детей,
устроили богослужение на славянском языке, перевели на славянский язык
Часослов, Псалтирь, Служебник и собрание чтений из Ветхого и Нового завета.
Братья трудились в Паннонии и Моравии более четырех лет. Латинские епископы,
не имевшие в этих краях такого успеха, изо всех сил старались им вредить и в
конце концов отправили жалобу на братьев папе Николаю I.
Папа
встревожился известием о том, что в стране, бывшей доселе под властью Рима,
проповедуется греческое учение, и призвал Константина и Мефодия к себе. Пока
братья были
в пути, Николай I умер. Его преемник Адриан, желая мира с Востоком, тепло принял
святых благовестников, а Мефодия рукоположил в пресвитеры. Непрерывные труды
подорвали здоровье Константина. Он тяжело заболел и, приняв схиму с именем
Кирилл, спустя два месяца предал душу Богу.
После
смерти брата Мефодий отправился в Паннонию, где был посвящен во епископы. Он
по-прежнему трудился над переводом священных книг, обучал юношей, назначал священников
из славян и заботился о том, чтобы церковные службы были понятны народу.
Немецкие
епископы, считавшие Велико- моравское княжество своей вотчиной, пользуясь
поддержкой немецкого императора, схватили Мефодия и заточили его в темницу. Он
пробыл в заключении два года, пока преемник Адриана папа Иоанн III не
потребовал его освобождения. За это время славяне успели изгнать немцев из
своей земли и отстоять свою независимость.
Побывав
в Риме, Мефодий вернулся в Великоморавское княжество епископом. Славянское
богослужение благодаря его неустанным трудам быстро проникло за пределы
Моравии и Паннонии в Чехию. Ученики Мефодия понесли Слово Божее в Польшу.
Около
866 года у стен Константинополя появились россы во главе с киевскими князьями Аскольдом и
Диром. Они грозили опустошить Византию из-за какой-то обиды, нанесенной
киевским купцам в Константинополе. Во время осады неприятельскими войсками народ в ужасе
молил Божию Матерь оградить город от беды. При пении священных молитв риза
Богородицы была перенесена из храма на берег моря, где стояли суда россов.
Внезапно налетела буря и сокрушила их корабли. Пораженные свидетельством силы
Божией Аскольд и Дир вернулись в Киев и послали в Константинополь за
христианскими учителями, При появлении в Киеве греческого епископа дружина
князей потребовала чуда, чтобы удостовериться в истине нового учения. Тогда
греческий епископ, помолившись, положил в огонь Святое Евангелие. Книга осталась
невредимой. Тут же с князьями крестилось много народа, и христианская вера
стала распространяться в Киеве.
В
885 году окончил свою подвижническую жизнь Мефодий. В Великоморавском княжестве
начались смуты, в результате которых оно пало в 906 году. Изгнанных оттуда немцами
учеников Мефодия принял к себе болгарский царь Борис.
|