Таинство крещения по заповеди Господа совершалось над всеми вступающими
в церковь без продолжительного приготовления. Но во II и III веках из-за многих неискренне принимавших
христианство и легко отпадавших от него во время гонений Церковь сочла необходимым установить определенное
время для испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество
христиан. Пожелавшим креститься иудеям и язычникам, как правило, давались
новые имена, чаще всего имена святых и праведников ветхозаветной и новозаветной
Церкви. От сорока дней до трех месяцев они пребывали в состоянии оглашения, т. е. подготовки к крещению.
Период
подготовки ко вступлению в Церковь (катехизация) разделялся на три степени.
Оглашенные первой степени допускались только к слушанию Святого Писания, поучений
и молитв из придела; второй — могли стоять с так называемыми верными до совершения евхаристии; оглашенные третьей степени
готовились к крещению постом и молитвой и учились, как и что отвечать при
совершении крещения».
Случалось
так, что во время гонений язычник вдруг объявлял себя христианином. Так, при
императоре Максимиане мимический актер Ардалион, изображавший на арене
христианина, которого жестоко терзали железными крючьями, заявил, что он действительно
исповедует Иисуса Христа. Тогда правитель приказал бросить Ардалиона на
раскаленную сковороду. В подобном случае мученичество как крещение кровью
заменяло таинство водного крещения и всю предварительную подготовку.
Обычно
крещение совершалось в праздники Пасхи и Пятидесятницы, а впоследствии — в
праздник Богоявления. В крещальне крещаемый во всеуслышание отрекался от
дьявола, так как, по учению Церкви, человек до крещения служил ему. Над
крещаемым читались заклинательные молитвы для отгнания злого духа и совершался
обряд помазания освященным миром (миропомазание). Затем следовало само
крещение через троекратное погружение крещаемого в воду со словами «во имя Отца
и Сына и Святого Духа». Была и другая форма крещения — через окропление или
обливание, но она применялась в исключительных случаях к больным, умирающим и
заключенным в темницах. По совершении крещения на новокрещенного надевали
длинную белую одежду, которую он носил в течение восьми дней. После этого он
мог присутствовать на совершении евхаристии.
Таинство
евхаристии (причащения) было установлено самим Господом. В апостольской Церкви
христиане собирались на общую трапезу — вечерю любви, В конце ее совершалась евхаристия, которая тогда
называлась трапеза
Господня, или «преломление хлеба», К началу II века совершение евхаристии было отделено
от вечери любви и присоединено к богослужению. Приступая к таинству, верующие
приветствовали друг друга братским поцелуем. Затем из приношений христиан отбирались
лучшие части хлеба и вина для совершения таинства. Священники от лица верующих
молились и благодарили Бога за все Его благодеяния роду человеческому, после
чего освящали
Святые Дары. По
обетованию Спасителя хлеб и вино претворялись в Его Пречистое Тело и Кровь,
которыми верующие причащались.
Всякое
погрешение против нравственности искупалось церковным покаянием. Таинство покаяния совершалось верующим через устное
исповедание своих грехов перед священником, наделенным Иисусом Христом прощать
и разрешать грех.
За тяжкие
грехи (отпадение от веры, убийство, супружеская измена) полагалось публичное
исповедание греха и публичное покаяние. Публичное покаяние предполагало
отлучение от участия в святой евхаристии. Человек должен был пройти испытание
как оглашенный, чтобы показать готовность начать прежнюю чистую жизнь.
Совершение
таинства священства (хиротонии) осуществлялось через рукоположение, которое совершали епископы, облеченные
властью низводить благодатные Дары Святого Духа на избранных для служения в
Церкви.
Таинство
брака (венчания) совершалось перед литургией, чтобы венчаемые могли приобщаться
Тела и Крови Христовых. При совершении брака на венчаемых надевались венцы из
растений, которые они не снимали в продолжении семи дней.
Таинству елеосвящения (елеопомазания) было положено начало во времена земной жизни Иисуса Христа. Посланные им на проповедь
апостолы «мазали многих больных маслом и исцеляли». Апостол Иаков предложил
совершать елеосвящение над больными.
Христиане
освящали день частой молитвой. Помимо обычной молитвы три раза в день, они
всякое дело сопровождали крестным знамением.
Особым видом религиозного служения был пост. Постились каждую неделю в
среду (в воспоминание предательства Иудой
Христа) и в пятницу (в воспоминание распятия Господа) и в
последние дни перед Пасхой. В III веке к ним прибавился сорокадневный пост.