Антоний
Великий (251—356) — основоположник монашества. Он родился в Фиваиде
Египетской. Родители его умерли, когда ему было 20 лет, оставив на попечение
юноши малолетнюю сестру. Поначалу все время Антония занимали заботы об
устройстве домашних дел. Но, посещая церковные, службы и читая Священное
Писание, он все больше задумывался о том, какими были первые христиане, как
они продавали свое имущество и вырученные деньги отдавали нуждающимся. Однажды
Антоний пришел в храм и услышал в евангельском чтении слова, сказанные
Господом богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение
твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за
Мною». В тот же день Антоний продал имущество и вырученные от продажи деньги
раздал нищим, поручил свою сестру попечению двух боголюбивых дев, а сам
переплыл через Нил и удалился в пустыню, чтобы вести суровую отшельническую
жизнь.
Слава об
отшельнике разнеслась по всему Египту. Некоторые христиане пожелали поселиться
возле него, и в 305 году вокруг Антония собрались ученики-подвижники. Так возникла
первая монашеская община, где монахи в тишине созерцательной жизни приобретали
христианскую мудрость и смирение.
Одним из
замечательных учеников преподобного Антония был Павел Препростый, прозванный
так за свое незлобие и простосердечие. Когда он явился к Антонию, ему было уже
шестьдесят лет, и преподобный сказал ему, что не может принять его, так как
Павел уже не способен к тяжестям отшельнической жизни. Три дня простоял Павел у
кельи Антония, решив, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда Антоний
поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом,
постами и ночным бдением. Наконец, Антоний разрешил Павлу поселиться в
отдельной келье. За множество подвигов Господь даровал Павлу прозорливость и
власть над бесами.
Еще при
жизни Антония египетская пустыня просияла великими подвижниками.
Иоанн Колов
также был египетским пустынником. Когда он пришел в пустыню, старец, к
которому он поступил в ученики, воткнул в землю сухую палку и велел поливать
ее, пока она не принесет плода. Иоанн беспрекословно подчинился. Через три
года палка расцвела и принесла плод, который его старец назвал плодом послушания. Однажды любовь к ближнему заставила
Иоанна покинуть пустыню и поспешить в Александрию, где жила знакомая ему
женщина по имени Таисия. Прежде она была благочестивой, но потом стала вести
распутную жизнь, и Иоанн пришел, чтобы напомнить ей о Боге. Слезами и
увещеваниями он пробудил в сердце Таисии раскаяние. Она оставила все и пошла
следом за ним, но по дороге скончалась.
Учеником
Иоанна Колова был преподобный Арсений Великий. Император Феодосий, на- слышанный о его учености и
благочестии, доверил Арсению воспитание сыновей. Роскошь окружала Арсения, но
он тяготился ею и желал уединиться для подвига и молитвы. В сорок лет он пришел в пустыню к Иоанну Колову и стал
вести строгую монашескую жизнь.
Преподобный
Антоний основал
отшельническое,
скитское монашество. Иноки, руководимые аввой (отцом) жили общинами — лаврами.
Основателем же общежительского иночества стал Пахомий Великий (292—348). В
юности, окрестившись, он поступил учеником к суровому аскету Парамону и провел
с ним в пустыне десять лет, а потом ушел в пустыню при реке Нил и там вместе с
братом своим Иоанном основал общежительное иночество и создал первый
монастырский устав.
Монашеские
общины стали управляться аввой, называвшимся архимандритом (начальником
общества монахов). Монахи проводили жизнь в молитве, чтении духовных книг и в
разного рода трудах: возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, в
кожевнях, плотничали, валяли сукна, плели корзины и циновки. Без позволения
начальников никто не мог выйти из монастыря. Монахи носили одинаковую одежду
— льняной хитон без рукавов, на голове — волосяная шапочка-кукуль, на ногах
сандалии. Кроватей у них не было; они спали на седалищах, застланных рогожей с
наклоненным задником и двумя стенками. Экономы снабжали братию самой простой
пищей, получаемой из общих средств монастыря — хлеб, маслины, сыр, овощи и
плоды. Иноков перед поступлением в общину испытывали в течение года.
Общежительное
монашество из Египта распространилось в Палестину и Сирию.
Именно в
Сирии положил начало новому роду подвижничества — столпничеству — святой
Симеон, прозванный Столпником. После многих различных подвигов он взошел на высокий
столп и стоя проводил дни и ночи в молитве. Отцы-пустынники, опасаясь, не из
тщеславия ли Симеон избрал такой подвиг, повелели ему сойти со столпа. И когда
он тут же подчинился, они убедились в его послушании и разрешили Симеону
остаться там. В течение сорока лет, перенося голод, дождь, зной и стужу,
Симеон простоял на столпе. Вокруг него собирались толпы людей, желающих получить
от Симеона назидание и исцеление от болезни.
В Палестине
близ Иерусалима великий подвижник Савва Каппадокианский основал обитель,
которая вскоре сделалась известной как лавра Саввы Освященного. В ней иноки
вели самую строгую жизнь. Служба в лавре совершалась на четырех языках — греческом,
сирийском, армянском и коптском, по числу народностей, к которым принадлежала
братия.
В этой
обители возник обычай на время Четыредесятницы удаляться в самые суровые
пустыни, где иноки питались лишь кореньями, проводя все время в молитве. Один
из таких иноков по имени Зосима, странствуя по пустыне, встретил подвижницу,
которая там уже более сорока лет жила одна, стараясь молитвой, постом и
раскаянием загладить грехи своей порочной молодости. Ей пришлось вынести
тяжелую внутреннюю борьбу, прежде чем улеглась душевная буря. Через год Зосима,
исполняя просьбу отшельницы, пришел на берег Иордана, чтобы причастить ее.
Отшельница перекрестила воду и перешла по ней как по земле. Через некоторое
время Зосима нашел ее умершей. Близ тела были начертаны слова: «Похорони здесь
тело смиренной Марии». Святая отшельница чествуется Церковью под именем Марии
Египетской.
Замечательными
подвижниками были Симеон Юродивый, принявший на себя новый подвиг — юродство,
и Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря, написавший книгу о степенях
духовного восхождения — «Лествица».
На Западе
монашество основал преподобный Бенедикт Нурсийский. В юности он ушел в пустыню
неподалеку от Рима. О местонахождении его пещеры знал только один отшельник,
который делился с ним пищей. Пастухи случайно набрели на пещеру Бенедикта,
после чего к нему стали приходить люди за советом и утешением. Иноки одного монастыря
упросили Бенедикта быть у них настоятелем, но после того как он исполнил их
просьбу, пришли в ужас от тех строгих порядков, которые установил Бенедикт в
монастыре. Бенедикт снова удалился в пустыню южной Италии и там основал
монастырь Монтекассино (529) — колыбель будущего ордена бенедиктинцев. В
правилах, которые он составил для монахов, большое значение придается труду и
порядку.
Иноческая
жизнь обрела ревностного приверженца в лице Григория Великого, заступившего
на папский престол в 590 году. До этого он был иноком одного из монастырей
Италии. Во времена его архипасторства в Италию постоянно вторгались варвары, в
стране происходили землетрясения и наводнения, приводившие к голоду и болезням.
Григорий стал для страждущих великим утешителем.
Он раздавал
деньги, устраивал больницы, в которых лично ухаживал за больными, заботился о
том, чтобы Слово Божье было проповедано народам за пределами Италии, старался
лучше устроить церковное богослужение и ввел в употребление литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого поста. Григорий Великий
написал несколько замечательных сочинений, в частности, о жизни и чудесах
италийских святых в форме диалогов между двумя лицами, — по этой книге его
стали называть Григорием Двоесловом.
Со времени
Юстиниана (VI век) историки называют византийских императоров греческими, т. е. греческий язык вытеснил латинский. На Востоке
все верующие принимали горячее участие в церковных делах; на Западе
духовенство из религии сделало орудие для своего господства над народом,
подданным Церкви. Восточная церковь усердно заботилась об обращении в христианство
новых племен и для этого переводила церковные и служебные книги на понятный
им язык. Этим ответственным делом усердно занимались в монастырях. Западные
проповедники вводили богослужение на не понятном народу латинском языке.
Западное монашество с VIII века стало забывать правила Бенедикта. Монастыри во
главе со своим аббатом приобретали большие богатства и имения, перестав
заниматься физическим трудом.
|