С
первых веков христианства Церковь вследствие разнородности населения восточной
и западной частей империи — в одной преобладало греческое, в другой — латинское
или олатинившееся — распалась на восточную и западную. По-разному в обеих
Церквах осуществлялось важное дело церковного просвещения. Восточная церковь
признавала участие разума в деле веры, раскрывала основные христианские учения
научным путем. Западная — не вникала в догматы христианства, отрицала участие
разума в деле веры и основной упор делала на внешней, обрядовой стороне.
Некоторое время обе церкви объединяло единство веры, таинств и всего церковного
устройства.
Западная
церковь с течением времени постепенно допускала нововведения в догматической,
обрядовой и канонической областях. Начиная с VI века в ее церквах утвердилось
учение об
исхождении Святого Духа и от Сына, искажающее догматы христианства. Она внесла изменение
и в обряды, введя пост в субботу, совершая евхаристию на опресноках (пресных лепешках из пшеничной
муки). Но самое важное отступление от христианского вероучения коснулось
канонической стороны: западная церковь сделала папу главой и судьей всей Церкви. Не обладая
государственной властью, римские епископы имели средства защитить народ и
помочь ему в трудные минуты. Римская церковь накопила огромные богатства,
завладев с V века обширной земельной собственностью, и реальная сила ее
епископов мало-помалу заменяла иллюзорную власть отдаленных византийских
императоров. Средства и могущество папы возрастали. Росло и его духовное
значение. Папы не хотели больше зависеть от византийского императора, но разорвать
с ним гражданскую власть до поры до времени опасались.
Патриархи
древних митрополий относились к папе как равные к равному, хотя позиции
последнего крепко усилились за счет новообращенных народов с Запада, тогда как
Восток ослабляла иконоборческая ересь и теснили магометане. На Востоке
предания Церкви и ее постановления воспринимались с любовью и благоговением
всех верующих. На Западе, который ереси почти не затронули, церковное дело было
поставлено крайне скудно. Папа мог издавать новые законы, отменять и изменять
древние постановления. Народы, испытавшие влияние римских проповедников,
привыкли к мысли, что они не столько члены, сколько подданные Церкви, — что не
соответствовало христианскому духу. Учение о главенстве папы, возникшее на
Западе, ниспровергало все церковные порядки, установленные апостолами и
святыми отцами. Папы желали разрыва с восточной церковью.
В
середине XI века при папе Льве IX произошло разделение церквей. Император Византии
Константин Мономах (1042—1054) стремился к согласию с папой. Надеясь на покровительство
императора Константина, легаты (представители папы) стали открыто действовать
в интересах римской церкви и зашли в этом так далеко, что написали текст отлучения
всей греческой церкви, обвиняя ее во всевозможных ересях. В
константинопольской церкви Святой Софии в присутствии императора они заявили:
«Кто упорно станет противиться вере святого римского и апостольского престола
и его жертвоприношению, да будет анафема». Этот выпад в адрес греческой церкви
вызвал всеобщее негодование. Теперь уже речи не могло быть о примирении. Окончательное
разделение церквей состоялось.
|