Миновало
время преследования христиан язычниками, но не прекращалось стремление ариан
заставить принять свою ересь. Император Валентиниан, управляя западными областями Римской империи, выбрал
восточным соправителем своего младшего брата Валента, поддерживающего арианское исповедание. Для Церкви снова наступили
тяжелые времена. Православные епископы заменялись арианами; православные храмы
закрывались или передавались арианам. Восемьдесят православных епископов были
осуждены на изгнание, их посадили на корабли, но когда они отплыли от берега,
Валент распорядился поджечь суда, и все священники погибли мученической
смертью.
Уступая
требованиям александрийских христиан, Валент возвратил епископскую кафедру в
Александрии достигшему глубокой старости Афанасию Великому, в свое время осужденному
за борьбу с арианами. В помощь ему выступил святой Василий Великий (329—379).
Он установил связь с Афанасием и западными епископами, которые считали всех
восточных епископов арианами. Валент пытался принять против него меры, даже
беседовал со святым Василием, но помимо своей воли проникся к нему уважением.
Святой
Василий Великий родился в Кесарии (Каппадокия — где сейчас Турция) в знатной семье. Он получил блестящее образование, обучаясь разным наукам в Константинополе и Афинах, там он встретился с Григорием Назианским и
подружился с ним на всю жизнь. Около 357 года Василий вернулся в родной город
и принял крещение. Вскоре он отправился в путешествие в Египет, Сирию и
Палестину, желая найти себе руководителя к познанию истины.
Подражая
примерам подвижников, Василий раздал свое имущество и стал вести аскетическую
жизнь. В 362 году Василия рукоположили в диакона, а через два года — в
пресвитера. Он составил чин литургии и написал несколько бесед. В 370 году
Василий стал епископом Кесарии и принялся за восстановление христианства на
Востоке. Валент решил изгнать его, но в это время опасно заболел его сын.
Видя в этом кару Божию, Валент отменил ссылку и попросил святого, чтобы он
помолился о его сыне. Ребенок выздоровел. На Западе Василия Великого активно
поддерживал Амвросий, епископ Медиоланский. От него император Запада
Валентиниан узнал о том, как преследуют христиан на Востоке, и приказал брату
прекратить гонения.
Но когда в
373 году преставился Афанасий Великий, в Египте началось сильнейшее гонение на
христиан. Александрийскую церковь возглавил арианский епископ Лукия. Объединившись
с язычниками и иудеями, ариане преследовали православных священников,
вторгались в православные храмы, подвергая их разграблению. Во многих местах
народ даже под угрозой смерти отказывался от общения с арианами. Православные
собирались для молитвы в пустынных местах, невзирая на повеление Валента
предавать таковых смерти... В одном месте префект с воинами повстречал
женщину с маленьким сыном, торопившихся на молитвенное собрание. Префект
преградил ей путь. «Разве ты не знаешь, — сказал он, — что я имею право
предавать смерти ослушников?» — «Я потому и спешу, чтобы удостоиться с моим
сыном мученического венца», — ответила женщина.
В 378 году
Валент отправился в поход против готов. На пути его остановил отшельник по
имени Исаакий, позже прозванный Далматским. «Перестань враждовать против Бога, — промолвил он. —
И Господь благословит твой путь». Царь прошел мимо него. В течение трех дней
отшельник неотступно следовал за ним, предостерегая Валента, что он не одолеет
врага и погибнет от огня, если не прекратит гнать православных. В конце концов
царь разгневался и повелел бросить отшельника в темницу. Вести о военных
действиях нескоро доходили до столицы, где сидел в заточении Исаакий. Однажды
он сказал стражникам: «Царь не вернется. Вот уже шесть дней, как я слышу смрад
от истлевших в огне его костей». И действительно, через несколько дней стали
известны подробности гибели Валента. Раненный, он спрятался в хижине, стоящей
посреди поля. Готы подожгли эту хижину, не зная, что там укрылся царь. С
гибелью Валента гонения от ариан прекратились. Василий Великий дожил до этого времени. Он скончался в 379 году. Вся
Церковь оплакивала великого учителя.
Но следы
арианской ереси не скоро удалось уничтожить, особенно в Константинополе, где
православные в течение сорока лет не имели ни одной церкви. Среди непрестанных
гонений малая община сохранила веру и взаимную любовь. Как только не стало
Валента, верные написали письмо Григорию Назианскому, о котором до них дошли
слухи как о пламенном ревнителе истинной веры, умоляя его возглавить константинопольскую
церковь. Григорий прибыл в Константинополь. Он остановился в доме у
родственников и там устроил домовую церковь, которую назвал Анастасией (воскресшая).
Ариане
отнеслись пренебрежительно к этому внешне тщедушному, смиренному служителю
церкви. Они не увидели в нем достойного соперника. И в самом деле, сначала
лишь горстка людей посещала Анастасию. Но с каждой проповедью число их росло. С
церковной кафедры никогда еще не звучало столь мощное, горячее слово.
Мало-помалу язычники, еретики и просто равнодушные миряне, заходившие в
Анастасию из любопытства, сделались ее верными прихожанами. Проповеди
Григория, в которых он старался возбудить слушателей к истинно христианским делам,
отвратить их от пустых споров и никчемных распрей, нередко прерывались
рукоплесканиями. За его выдающееся красноречие и страстную проповедь Христа
Григорий был прозван Богословом.
В это время
в Рим прибыл новый восточный император, в прошлом прославленный полководец
Феодоеий I. Он повелел возвратить православным все отнятые у них церкви,
изгнал арианских епископов и лично ввел в соборный храм Григория, провозгласив
его архипастырем Константинополя.
Но Церковь
еще не окончательно освободилась от лжеучений. После ариан возникла ересь
Македония, отвергавшего божественность Духа Святого, последователей которой
звали духоборцами. Император Феодосий I решил, что назрела необходимость
созвать II Вселенский собор.
В 381 году в
Константинополь съехались сто пятьдесят епископов с Востока. На соборе председательствовал
Григорий Богослов. Отцы собора пересмотрели некоторые выражения Символа веры,
принятого в Никее в 325 году, и дополнили его более ясными и определенными
членами, в которых исповедуется божественность Духа Святого, единство Святой
Апостольской церкви и чаяние воскресения мертвых, и постановили никогда больше
не изменять в символе ни единого слова, что и доныне
соблюдается в православной церкви. Кроме того, они
закрепили название
патриархов за
епископами четырех больших митрополий — Константинополя, Антиохии, Иерусалима
и Александрии, а за епископом Рима — папы. По окончании Собора Григорий, живущий тихой и уединенной
жизни, упросил императора отпустить его в город Назианз, недалеко от которого
он родился в 330 году. Слабый и больной, он доживал
последние годы в небольшом доме, окруженном садом, как подвижник, в непрестанной молитве и писании богословских
сочинений. Григорий Богослов умер в 390 году.
|