Клюнийское
движение, которое стремилось восстановить древний монашеский образ жизни,
обновило монашескую жизнь Западной Европы. Со временем оно оформилось в
клюнийскую конгрегацию и внесло небольшие изменения
в устав Бенедикта Нурсийского. Но конгрегация не могла серьезно противостоять
распущенности нравов среди мирян, духовенства и даже монашества.
Поэтому люди,
стремившиеся к аскетической жизни, стали объединяться в монашеские общества —
ордена. Монашеские ордена, минуя епископов, подчинялись непосредственно папе
римскому. Папы охотно оказывали покровительство монашеским общинам, поскольку
они укрепляли своим авторитетом папскую власть. Начиная с XII века в Европе
появилось три группы орденов: нищенствующие, духовно-рыцарские и братства, призванные соединить мирскую и монашескую
жизнь.
Новым
движением в Западной Европе в X—XV веках стало нищенство. Члены нищенствующих
орденов давали тройной обет — целомудрия, послушания и бедности. Они не
уходили в монастыри, а напротив, шли к людям, подражая ученикам Спасителя.
Жили нищенствующие монахи не за счет собственного труда, а за счет подаяния.
Первый
нищенствующий орден основал крестоносец из Калабрии Бертольд. С несколькими приверженцами он в
1156 году поселился на горе Кармил в Палестине. В начале XIII века латинский
патриарх Иерусалима дал монастырю устав. После поражения крестоносцев
кармелиты перешли в Европу в качестве странствующих монахов, строго соблюдая
добровольную нищету. Но здесь подвижничество не пользовалось популярностью, и
кармелиты были вынуждены оставить свой устав и принять устав францисканцев.
Основателем
ордена францисканцев в начале XIII века был знаменитый Франциск, сын купца из
города Ассизы. Это был человек исключительной доброты и сердечности. С детских лет он мечтал посвятить себя служению ближним. В своей книге «Исповедь»
Франциск писал: «Пусть те, кто не имеет ремесла, научатся ему, но не с целью
получения платы за свой труд, а с тем, чтобы служить добрым примером и
избегать безделья». И в самом деле, приняв обет абсолютного нищенства; Франциск
стал странствующим проповедником покаяния и любви к Христу. Его ученики давали
обет совершенного нестяжания, целомудрия, смирения и послушания. Помогая
бедным, ухаживая за больными, они никогда не брали платы за свой
самоотверженный труд. Известно, что около десяти тысяч францисканцев умерли во
время эпидемии чумы в 1348-1349 годах, ухаживая за больными.
Францисканский
орден быстро разрастался. Если в 1219 году он насчитывал 5000 членов, то
через пятьдесят лет в нем состояло 20000 монахов, которых в народе называли
«серые братья». Это была организация с централизованной системой управления.
Главу ее,
«генерала»,
назначал папа. Орден францисканцев оказался наиболее жизнеспособным изо всех
нищенствующих орденов.
Другим
большим орденом стал доминиканский, названный так в честь его основателя
испанского священника Доминика. Доминик считал, что с ересями надо бороться не
огнем и мечом, а убеждением и примером беспорочной жизни в Боге. В 1215 году
он основал орден, цель которого была обратить еретиков в истинных христиан.
Орден должен был заниматься не только обращением еретиков, но и проповедью
католической веры и совершением исповеди. Доминиканский орден быстро вырос и
превратился в хорошо организованную иерархическую структуру, подчиненную
папе.
Монахов
нового братства называли братья- проповедники, или «черные братья». Они достигли
больших успехов в различных науках и богословии: внимательно изучали философию
Аристотеля и прониклись к великому мыслителю таким уважением, что посмертно
окрестили его.
Оба
ордена для римской церкви имели важное значение. Они действовали не вдали от
общества, но среди него. Монахи обоих орденов принимали участие во всех видах
духовной деятельности — были миссионерами, проповедниками, духовниками,
богословами, философами, преподавателями университетов, советниками и агентами
папы. Францисканцы действовали в основном среди бедного люда.
Доминиканцы
имели доступ к высшим слоям общества. Этому ордену в 1231 года было передано
ведение дел инквизиции.
Пока
францисканцы и доминиканцы соблюдали обет нищеты, их монахи являлись примером
благочестия и самоотверженности. Но с XIII века в обоих орденах начались распри
и склоки. Постепенно живая евангельская проповедь сменилась исключительно
служением папской власти, ханжеством и суеверием. Апостольская нищета была
забыта. Францисканцы стали раздавать индульгенции — свидетельства об отпущении
грехов. Доминиканцы стали придерживаться лишь внешней набожности.
Во
время крестовых походов XII—XIII веков возникли и духовно-рыцарские ордена. Их
возникновение обусловлено, желанием церкви привлечь к себе все слои общества, в
том числе и рыцарство. В крестовых походах, вместе с войском под знаменами
своих монастырей шли аббаты. Являясь по сути военным сословием, во время
похода рыцарство преследовало религиозные цели обращения мусульман и
паломничества к Святым местам, а также осуществляло охрану паломников.
Первыми
духовно-рыцарскими орденами были иоанниты (госпитальеры) и тамплиеры (храмовники). Они появились почти одновременно.
За
сорок лет до первого крестового похода в 1048 году в Иерусалиме была
организована лечебница святого Иоанна Крестителя для призрения бедных и лечения
больных пилигримов. При этой лечебнице возникло братство. Кроме обычного
монашеского обета его члены давали обещание ухаживать за больными и оказывать
помощь паломникам в Иерусалим. С 1118 года они приняли на себя еще и рыцарские
обязанности. Теперь к их обетам прибавился еще один — защищать паломников с
оружием в руках. Постепенно эта последняя обязанность стала превалировать над
всей деятельностью иоаннитов.
Орден
госпитальеров разделился на три большие группы: рыцарей, священников и
служебных
братьев. Во главе ордена стоял гроссмейстер. К иоаннитам потекли щедрые
пожертвования, и вскоре они оказались владельцами обширного имущества во всех
странах Западной Европы. После завершения эпохи крестовых походов иоанниты
переселились на Кипр, затем на остров Родос, где стали называться родоссами. С
Родоса их вытеснили турки; некоторое время они скитались по Европе, пока не
осели на острове Мальта, почему стали называться мальтийцами.
Орден
тамплиеров основали девять французских рыцарей. Название свое орден получил
от латинского слова, которое означает «храм»,
почему тамплиеров еще называют храмовниками. Иерусалимский король всячески приветствовал
появление в 1119 году ордена и предоставил в его распоряжение в качестве
резиденции тамплиеров часть своего дворца, который, как считали, был построен
на месте разрушенного храма Соломона. Храмовники возложили на себя еще одну
обязанность — защищать Святую землю от мусульман.
Основатели
ордена придерживались обета бедности и нестяжания, но когда к ордену потекли
большие средства, добровольная нищета была забыта. Тамплиеры сделались богатыми
собственниками во всех европейских странах. Устройство ордена было таким же,
как устройство ордена иоаннитов.
После
завоевания египетским султаном Саладином Иерусалима в 1187 году тамплиеры
переселились на остров Кипр, а потом переместились в Западную Европу и проживали
там в своих богатых имениях. Центром своим они избрали Париж.
Рост
могущества и богатства ордена тамплиеров вызвал беспокойство у короля Филиппа
IV Красивого, стремившегося усилить королевскую власть. Он обратился с
просьбой о содействии против тамплиеров к папе Клименту V. Тот проживал в
Авиньоне — слишком близко от короля, чтобы иметь возможность ему отказать.
Климент V обещал Филиппу свою помощь в борьбе с орденом. В 1312 году папа
написал буллу, в которой объявлял орден еретическим. Тамплиерам предъявили обвинение
в ереси, в богохульстве и поклонении божеству по имени Бафомет. В обрядах их
было много таинственного; некоторые из них прибегали к колдовству.
Тамплиеров
стали повсеместно арестовывать и отправлять в тюрьмы. Там их подвергали пыткам,
заставляя согласиться с обвинениями, которые на них возводили, частично
правдивыми, частично вымышленными. Многие были казнены, орденское имущество
конфисковано в пользу королевской власти.
Орден
тамплиеров после своего роспуска дал жизнь новому явлению — франкмасонству.
Третий
важный орден — тевтонский — образовали в 1190 году в Палестине во время крестовых
походов немецкие рыцари. Свое название он взял в честь Святой Марии
Тевтонской. Сначала рыцари-тевтонцы помогали немецкоязычным паломникам в
Иерусалиме. Позже они ушли из Палестины, чтобы обратить в христианскую веру
язычников Пруссии, и занялись борьбой за восточнославянские земли.
В
1198 году тевтонские рыцари организовали крестовый поход в Прибалтику. Завоевав
ее, они основали государство Тевтонского ордена. В XIII веке рыцари покорили
пруссов и отобрали у Польского государства северные земли. Разгром тевтонских
рыцарей в Грюнвальдской битве 1410 года положил конец их продвижению на восток.
С XI
по XV века в Римской церкви наблюдается почти полный отказ от древних христианских
идеалов, безудержный разгул страстей, нравственное растление.
Важным
признаком церковной жизни христианства этого периода стало изменение внешних
обрядовых форм. Иконы напоминали светские живописные полотна. По всему храму
стояли статуи с разнообразными украшениями. Богослужебная музыка приобрела
светский характер. Чем больше украшались храмы, тем меньше в них оставалось
религиозного духа. Частым явлением стали театрализованные религиозные
процессии и церемонии, которые действовали на внешние чувства людей, превращая
верующих в любопытных зрителей.
В
богослужении и таинствах в это время появились отклонения от утвержденных в древние времена порядков. Нововведения
особенно затронули таинства, которых установилось семь: крещение, миропомазание или конфирмация, Вечеря Господня, покаяние (исповедь), елеопомазание (соборование), рукоположение церковных
служителей
(хиротония),
брак.
В ранние христианские времена крещение через окропление или обливание
водой практиковалось лишь в исключительных случаях, когда крещаемый был тяжело болен или находился
в темнице. В средние века в Римской церкви повсеместно стали отказываться от
принятого еще во время земной жизни Спасителя погружения в воду, заменяя его
окроплением или обливанием. Дополнением к крещению стало второе таинство —
миропомазание или конфирмация. Считалось, что это способствует приобретению
Духа Святого и укреплению веры.
Нововведения
коснулись такого важного таинства, как Вечеря Господня или, как ее называли на
Востоке, евхаристии. До XII века все причащались под видом хлеба и вина, т. е. Тела и Крови Христовой.
Римская церковь, опасаясь, как бы не произошло случайного пролития Крови
Христовой во время вкушения Вечери Господней, стала практиковать причащение
мирян только хлебом, исключив причащение вином. В это же время перестали
причащать младенцев.
С
появлением в церкви новых догматов претерпела серьезные изменения и покаянная
дисциплина.
Во
времена раннего христианства индульгенцией называлось сокращение покаянного
срока, которое мог совершить епископ по ходатайству христианской общины,
которая могла засвидетельствовать искренность раскаяния своего члена. В
средневековую эпоху отпущение грехов предлагалось членам церкви, которые,
выказывая раскаяние в грехах, жертвовали церкви свое имущество. Во время
крестовых походов папа Урбан II всем его участникам объявил полное отпущение
грехов. Те, кто по каким-либо причинам не могли принять участие в походе,
жертвовали деньги, и это вменялось им в отпущение грехов.
Индульгенции
давались не только за совершенные грехи, но и за те, которые можно совершить в
будущем. Их даже стали применять не только по отношению к живым, но и к
умершим.
После
крестовых походов торговля индульгенциями стала настоящей торговой операцией,
приносившей церкви солидную прибыль. В XIV и XV веках она сделалась настолько
циничной, что богословы задним числом были вынуждены придумывать ей научное
обоснование. По всей Западной Европе получили большое распространение театрализованные
зрелища, в которых изображалась торговля индульгенциями.
Введение
папой Григорием VII безбрачия (целибата) привело к тому, что клирики вступали
в незаконные брачные связи. В монастырях тоже творился разврат.
В то
же время средневековье дало много примеров высокой подвижнической жизни и
самоотверженного служения ближнему. Тысячи монахов и монахинь ухаживали за
больными и прокаженными, открывали благотворительные заведения для сирот и
стариков. Эта эпоха дала миру таких великих подвижников, как Франциск
Ассизский, Елизавета Тюрингская, патриарх Афанасий и др.
|