Ревностным
противником Нестория показал себя Евтихий, архимандрит Константинополя. Но
случилось так, что из апологета православия Евтихий, впав в противоположную
крайность, сделался еретиком. Он стал учить, что в Господе Иисусе Христе
человеческое естество было совершенно поглощено божественным и что признавать
в нем следует только божественное естество; новое лжеучение получило название монофизитской ереси. Этот период отмечен напряженными противоречиями
между римским и константинопольским, александрийским и антиохийским
епископствами.
В 451 году
по распоряжению императора Марциана был созван IV Вселенский собор в Халкидоне.
Ересь монофизитов, т. е. приверженцев одной природы Иисуса Христа, была
осуждена. На соборе было прочитано «догматическое послание» папы. Отцы собора
составили правила, касавшиеся церковного управления и церковного благочиния.
Император издал строгие законы против монофизитов.
Четвертый
Вселенский собор не прекратил смуты. Партия монофизитов оставалась сильной.
Она привлекла к себе множество народа, особенно в Сирии и Палестине, где ей
покровительствовала императрица Евдоксия, вдова Феодосия И. Смута продолжалась
в течение века.
В 553 году
император Юстиниан созвал V Вселенский собор в Константинополе, который
повторно осудил монофизитов. Но и после него волнения не утихали. Спор о соединении
двух естеств в Лице Иисуса Христа прекратился только в конце VI столетия.
В 610 году
на империю пошел войной персидский царь Хозрой, ненавидящий христианскую
веру. Он завоевал Палестину, Египет, Ливию и почти всю Малую Азию. Когда на
царский престол взошел император Ираклий (610—641), перед ним встала трудная
задача отвоевать утраченные области. Ираклий с нею справился. После его
блестящих побед в Византии воцарился мир. Однако скоро ей стала угрожать
другая опасность — ислам.
Основателем
новой веры стал Магомет из Мекки. С 610 года он начал выдавать себя за пророка
и приобрел много последователей. Магомет завладел Меккой, соединив в своем лице
духовную и гражданскую власть, и отправил посольство Ираклию с предложением
принять ислам — в противном случае он угрожал Византии войной. Ираклий отверг
требования Магомета. В 632 году Магомет умер, но завещал вести войну своим
преемникам. Ираклий понял, что в этих крайне тяжелых обстоятельствах необходимо
сплотить все силы империи для отпора мусульманам. Его государство раздирали
религиозные распри. Монофизитские епископы дали понять императору, что
согласятся присоединиться к православной церкви, если она признает действие в
Христе одной воли. С этого момента возникло новое лжеучение — монофелитская ересь.
Император
согласился с этим предложением и в 630 году издал повеление признать во Христе
при двух естествах одну божественную волю.
Тогда на
защиту православия выступил Константинопольский игумен Максим Исповедник, один
из самых замечательных богословов своего времени и главный оппонент монофелитов.
В молодости он занимал военную должность при дворе императора, потом вступил в
монашество и посвятил себя молитве и
ученым
трудам. Максим вместе со своими сторонниками добился осуждения монофелитства
на поместном соборе в Африке в 645 году, предал анафеме новую ересь и указы,
поддерживающие ее.
После
Ираклия стал править его внук Констанс II (642—668). Из-за того, что
отвоеванные Ираклием области были захвачены мусульманами и учение Магомета
стало стремительно распространяться в Сирии, Египте и Палестине, Византия как
государство очень ослабла, а церковное разделение ослабляло ее еще больше, и
Констанс понимал это. Он решил уничтожить церковные распри изданием
обязательных для всех образцов веры — типоса. В этом документе император
запрещал рассуждать как об одной, так и о двух волях в Иисусе Христе. Православные
увидели в типосе скрытое покровительство монофелитству, так как ересь в нем не
осуждалась. Папа Мартин собрал в Риме большой собор, на котором осудил
монофелитов и типос, и Максим Исповедник поддержал его. Взбешенный Констанс приказал
схватить их обоих. Мартина отправили в заключение в Херсонес, где он умер от
голода, Максима — во Францию.
Через
некоторое время Максим был возвращен. Он пользовался всеобщей любовью среди
православных, поэтому монофелитам было очень важно склонить его на свою
сторону. Однако попытки их провалились. Тогда они стали убеждать Максима,
чтобы он, по крайней мере, молчал о своей вере. «Молчать об истине — то же,
что отвергать ее», — ответил он. «Веруй в сердце своем, чему хочешь, только
молчи». — «Господь велит не одним только сердцем, но и устами исповедать Его»,
— сказал Максим. Отчаявшись его убедить, император приказал вырезать Максиму
язык, отрубить руку и отправить на Кавказ, где он впоследствии и умер. После
расправы над Максимом Исповедником и восточные, и западные епископы приняли
типос. Но борьба
монофелитов
с православными продолжалась. В 680 году состоялся VI Вселенский собор во
дворце императора в Константинополе. Во время одного заседания монах-монофелит
Полихроний предложил доказать истинность монофелитского учения чудом с
воскрешением умершего. Отцы Собора не возражали. Опыт Полихрония не удался, и
он был осужден как еретик. На Соборе отцы утвердили православное учение о двух
волях в Иисусе Христе и наложили анафему на всех монофелитов.
Одним из
ревностных защитников православия на Соборе был святой Андрей Критский. Ему
Церковь обязана написанием Великого покаянного канона.
|