Первая
половина IV века в Церкви прошла в борьбе против арианства. В конце IV века, когда с этим лжеучением было
покончено, возникло новое еретическое учение. Оно пыталось с помощью науки и
разума объяснить вопрос об образе соединения в лице Иисуса Христа божественной
и человеческой природы и их взаимоотношении.
Епископ
Турский Диодор написал сочинение, в котором
доказывал, что в Иисусе Христе между человеческой природой и божественной не
было полного и существенного объединения, что от Девы Марии родился человек,
который носил в себе Божество. Феодор, епископ Мопсуетский, ученик Диодора,
пошел еще дальше. Он написал, что человек Иисус Христос, родившийся от Марии,
имел свойственные человеку страсти и недостатки, но Бог желал через него спасти
род человеческий и, с момента зачатия Иисуса, соединился с ним своею
благодатью, освятившей и укрепившей Христа. Со времени крещения, писал он,
Христос удостоился усыновления от Бога, который излил на него дары Святого
Духа.
Отрицая
таинство воплощения Бога Слова, Диодор и Феодор отрицали и искупление Им рода
человеческого, так как страдания и смерть обыкновенного человека не могут иметь
спасительное значение для человечества, что, в конечном итоге, приводило к
отрицанию христианства.
Учение обоих
церковных иерархов распространялось лишь в частных беседах, пока патриарх
Константинопольский Несторий не решил сделать его общецерковным. Это произошло
при императоре Феодосии II Младшем.
Два собора
(в Риме, а. затем в Антиохии) осудили лжеучение, которое стало называться
именем Нестория — нееторианство. Патриарх Александрии святой Кирилл доказывал
нераздельное соединение в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств. Несторий и
его приверженцы, со своей стороны, обвинили Кирилла в ереси, осуждая тех, кто
приписывает страдания Божеству. Оба собора, осудившие Нестория, не играли в
Церкви главенствующей роли, поэтому Феодосий Младший распорядился созвать
Вселенский собор в городе Ефесе. Это произошло в 431 году.
Третий
Вселенский собор открылся в день Пятидесятницы. В нем принимал участие патриарх
Кирилл и многие епископы.
Отцы
Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его
сана и отлучить от Церкви. Несторий был сослан в египетскую пустыню, где и умер
в 440 году.
Вместе с
осуждением ереси Нестория III Вселенский собор осудил ересь пелагианства, против
которой боролся Блаженный Августин.
|