В
России во время монголо-татарского ига наблюдается рост числа монастырей. Это
объясняется тем, что монгольские ханы в виде особой привилегии освободили
церковных иерархов от налогов. Началось активное строительство монастырей как
в пустынных местах, так и в городах. До освобождения России от
монголо-татарского владычества было построено 150 пустынных и более ста
городских и пригородных монастырей. Особое влияние приобрел Троице-Сергиев
монастырь (с 1744 г. лавра), основанный в 40-е годы XIV века великим
подвижником Сергием Радонежским.
Ученики
преподобного Сергия разошлись по всей России и основали много новых женских и
мужских монастырей.
В
голодные годы монастыри открывали свои сокровищницы для обнищавшего люда и
ежедневно кормили нищих. При обителях строили больницы, богадельни и гостиницы
для паломников.
Рост
пустынных монастырей вызвал освоение новых земель и христианизацию населения
на севере и северо-востоке Руси. В конце XV века два великих подвижника Иосиф Волоцкий (Волоколамский) и Нил Сорский определили два направления
иноческой жизни — общежительной и скитской. Они стали олицетворением двух различных школ в
русском монашестве — стяжателей и нестяжателей.
Иосиф
Волоцкий, выходец из дворянской семьи Саниных, в ранней юности ушел из мира в
монастырь, где игуменом был замечательный подвижник Пафнутий Боровский. Отца, потрясенного
поступком любимого сына, разбил паралич, и Иосиф, с разрешения настоятеля,
взял его в свою келью и пятнадцать лет ухаживал за ним.
Сильный
и работоспособный, Иосиф проходил послушания на работах в поварне, пекарне,
на трапезе, кормил странников и голодающих, пел на клиросе, был чтецом.
После
смерти Пафнутия он стал настоятелем Боровского монастыря и ввел строгий
афонский устав. Это вызвало несогласие у братии. Тогда Иосиф ушел из монастыря
и инкогнито стал путешествовать по разным обителям. Набравшись необходимых
ему знаний и впечатлений, он поселился в пустынном месте, где было озеро,
сосновый бор и болото, и решил построить там монастырь. На слух о возведении
нового монастыря потянулся народ. Под руководством Иосифа расчистили лес,
построили церковь, кельи, возвели хозяйственные постройки, складские
помещения.
В
1480 году строительство завершилось. В монастырь стекались насельники, появились
богатые жертвователи. Знатные люди не только обогащали обители, но и сами облекались
в монашеские одежды. Например, ростовский князь Андрей Голенин пришел как-то в
монастырь с толпою наряженных слуг, но войдя в церковь, вдруг бросился к ногам
Иосифа и попросил его постричь в монахи, что тот с радостью исполнил.» Вокруг
Иосифа быстро собралось множество единомышленников, которые работали за двоих
и в то же время несли аскетические подвиги: постились, молились, клали по
две-три тысячи поклонов, носили под одеждою вериги.
В неурожайные годы Иосиф открывал
монастырские житницы для толп голодных. В монастырь стекалось до семи тысяч человек. Ежедневно кормили пятьсот
человек.
Брошенных
голодными крестьянками детей брали на монастырское попечение.
При
такой тесной связи с миром и его нуждами проводить в монастыре созерцательную
жизнь было не слишком удобно, поэтому игумен считал достаточным, чтобы братия
просто соблюдала устав. Во время трапезы запрещалось разговаривать. Остатки
еды бережно собирали и относили в корпус, где жили нищие. Вечерами Иосиф
обходил обитель и стучал в двери келий, где слышались разговоры. Только в
праздничные дни монахам разрешалось выходить за стены монастыря. За нарушение
устава в наказание полагалось класть поклоны, сухоедение, временное отлучение
от причастия, нарушителей могли посадить на цепь и бить жезлом. У больных были
особые покои и питание. Иосиф создал при монастыре богатую библиотеку.
Для
Иосифа монастырь был средоточием лучших сил церкви и «колыбель» будущего
епископата. Он считал, что монах должен не уходить от мира, а стоять во главе
церковной жизни. По его мысли, монастырю положено иметь богатство, вотчины и
другие владения, а его монахи должны быть нестяжателями, не имеющими личной
собственности.
Нил
Сорский, уроженец города Москвы, идеолог монашеской бедности, долгое время жил
на Афонской горе. Там он усвоил школу аскезы и практическое богословие.
Вернувшись на родину, Нил вместе со своим учеником Иннокентием построил келью в
болотистой местности на реке Соре. Желающих примкнуть к строительству было
немного — всех отпугивала проповедь Нила земельного «нестяжательства», нежелание
его создавать коллективное хозяйства. Отшельники должны были довольствоваться
небольшим огородом. От мира они могли принимать только милостыню на
злободневные нужды. Вместо физического труда, принятого в монастырях, Нил
Сорский рекомендовал «умное делание» — Иисусову молитву, практиковавшуюся на
Афоне. Верный путь борьбы за спасение души — это молитвенный подвиг и постоянное
«трезвение сердца», учил он.
Нил
признавал, что полное отшельничество возможно лишь для немногих людей, имеющих
к этому призвание. Он советовал отшельникам жить скитами, мелкими группами по
три-четыре человека.
Незадолго
до своей смерти Нил попросил учеников, чтобы они отнесли его останки в глухой
лес в скит, что и было исполнено.
Между
сторонниками Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — «стяжателями» и «нестяжателями»
— постоянно велась дискуссия, которой царь Иван III решил положить конец, собрав
в 1503 году собор. Обе стороны имели возможность высказаться. Победила идея монастырского
землевладения, проповеданная Иосифом Волоцким, который учил: «стяжания
церковные — божия суть стяжания».