При императоре Валентиниане церкви на Западе благоденствовали. Он умер в 375
году. Наследниками престола Валентиниан оставил двух сыновей — 17-летнего Грациана и четырехлетнего Валентиниана II. Восток Грациан
передал Феодосию, а сам, поселившись в Милане, управлял западными областями.
Воспитанный в христианской вере, Грациан часто прибегал к советам Миланского
епископа Амвросия.
В
младенческом возрасте с Амвросием произошло событие, которое его язычник-отец
счел счастливым предзнаменованием. Однажды на спящего в саду ребенка налетел
рой пчел, которые вползали в открытый ротик ребенка, не причиняя ему вреда.
Отец не стал отгонять их, надеясь, что сын вырастет красноречивым и слово его
будет сладко, как пчелиный мед. Амвросий стал епископом в 374 году. Языческая
партия в Милане была слаба, но в Риме она еще имела сильные позиции. В сенате
по-прежнему стояли идолы и алтари с почитаемыми богами, христианские императоры
по-прежнему именовались верховными первосвященниками и по смерти торжественно
причислялись к богам.
Грациан стал
издавать один за другим распоряжения в защиту христиан. Большой удар язычникам
нанесло его повеление вынести из сената статую свободы — символ древней славы
и величия империи. Оскорбленные язычники взбунтовались и поддержали самозванно
объявившего себя императором в Галлии Максима. Грациан предпринял против самозванца
поход, но был предательски убит. На престоле остался его малолетний брат, опекаемый
матерью Юстиной, покровительствующей арианам. Максим, признанный императором
в Галлии и Испании, собирался утвердить свою власть в Риме. Юстина упросила
Амвросия идти к Максиму, чтобы отговорить его от похода на Рим. Амвросий
выполнил эту нелегкую миссию.
Но услуга,
которую Амвросий оказал Юс- тине, не расположила ее к истинной вере. Она
пыталась восстановить в некоторых городах арианских епископов. Амвросий резко
воспротивился этому, его спокойное, непоколебимое отстаивание чистоты веры
вызвало у Юстины злобу, но как ни старалась она навредить Амвросию и
православным церквам, сделать ничего не могла. Более того, ей снова пришлось
прибегнуть к помощи Амвросия, когда Максим вновь стал угрожать Риму. На этот
раз посольство Амвросия успеха не имело. Максим двинул свои войска на Рим. Италию
спасло вмешательство Феодосия I, который счел своим долгом заступиться за
юного императора Валентиниана II. Феодосий двинул свои войска против Максима и
победил его. Максим был убит своими воинами. Амвросий Медиоланский по случаю
победы православных сочинил гимн-молитву, восхваляющую Бога. Скончался он в
397 году.
Помимо
Амвросия, имевшего огромное влияние на народ, великими ревнителями православия
были Мартин Турский, Павлин Польский и Иероним Стридонский.
О Мартине
существует следующее предание. В юности он служил воином в Галлии. Однажды на
дороге ему встретился нищий с протянутой рукой. Мартин был беден и не мог
подать ему милостыню, но он снял с себя плащ, разрезал его пополам и одну
половину отдал бедняку. В ту же ночь Мартин увидел во сне Господа, облеченного
в половину его плаща. Вскоре Мартин принял крещение и оставил воинскую службу.
Он искал уединения, чтобы проводить строгую подвижническую жизнь. Но многие
совершенные им чудеса прославили его и, против своей воли, Марин был поставлен
епископом в Туре. Приняв высокий сан, он по-прежнему жил аскетом. Мартин
воспитал много учеников и устроил несколько монастырей.
Павлин
происходил из знатного и богатого рода, получил блестящее образование, открывшее
ему путь к светской карьере. В молодости он сделался сенатором, а затем стал
правителем Кампании. Под влиянием своей жены-христианки Терезы и верующих
друзей он в двадцать пять лет принял крещение, раздал большую часть имения
бедным и с этого момента посвятил себя Богу. Некоторое время Павлин вел
подвижнический образ жизни в Пиренеях, а потом принял сан пресвитера и
поселился в селении Ноле, где его избрали епископом. Горя любовью к ближним,
Павлин выкупал пленных, а затем, истощив на это все свои средства, продал в
рабство самого себя, чтобы выкупить сына бедной вдовы. Это произошло во время
нашествия вандалов на Италию. Царь вандалов, узнав о подвигах Павлина, отпустил
его. Павлин Польский окончил свои дни в 431 году.
Иероним был
сыном богатых и образованных родителей-христиан. Посланный на учебу в Рим, он
сначала вел благочестивый образ жизни, но под влиянием друзей покинул молитвенные
собрания и предался радостям столичной жизни. Прошло какое-то время, и Иероним
понял суетность земных наслаждений, принял крещение и отправился на Восток, чтобы
изучать священные книги на самих местах библейских событий. Но книги Платона и
Цицерона больше
привлекали его, чем
Священное Писание.
Однажды, находясь в
Антиохии, Ие- роним
заболел, и ему привиделось, что он приведен к престолу Божию. «Кто ты?» — спросил его Господь. «Я — христианин», — ответил Иероним. «Неправда, — возразил Христос, — ты не христианин, а цицеронианец; где сокровище твое, там и сердце твое». Вразумленный этим видением, Иероним удалился в пустыню и стал отшельником,
изнурял себя постами и бдениями, пока свет божественной мудрости не озарил его
душу. Он принял звание пресвитера и после девяти лет, проведенных на Востоке, вернулся в Рим. Глубокое
разочарование ожидало его там. Римские клирики и сам папа помышляли только о земных
благах, поражая роскошью своей жизни даже язычников. К званиям епископов там
стремились, чтобы приобрести власть и богатство, а двое искателей папского престола и их сторонники развязали кровавую
распрю для достижения заветной цели. Все это развращало духовенство, которое
приобретало влияние на богатых матрон, выманивая у них наследство. Знатные христиане
щеголяли друг перед другом богатым убранством своих колесниц и роскошью
одежды. Иероним покинул Рим и вернулся на Восток, где посвятил себя молитве и
переводу Священного Писания, составил к нему толкование и написал биографии
знаменитых мужей.
У него было
много духовных учеников и учениц. Одна из них, знатная и красивая римлянка
Маркелла, организовала кружок молодых женщин, решивших посвятить себя служению
ближним. Иероним стал их наставником. Жен- гцины организовывали больницы,
заботились о бедных, кормили отшельников, сооружали обители, строили
странноприимные дома. Под руководством Иеронима они изучали Священное Писание.
Эти самоотверженные женщины поражали Рим своей строгой, праведной жизнью.
Иероним скончался в 420 году.
Длительный
кризис, потрясший Римскую империю, разделил ее на Запад и Восток, восстания
местного населения, вторжения варваров привели к упадку античной культуры. В
476 году вождем германских наемников был низложен последний император Римской
империи. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще
1000 лет.
Христианской
концепции истории посвятил значительную часть своей жизни епископ г. Гаппон Аврелий Августин. Он родился в Африке в 354 году. Отец
его был язычником, которого мать
Августина, Моника, примером своей святой жизни обратила к Христу. Детей она
старалась воспитать в вере в Бога, но Августин доставлял ей много огорчений и
слез. Он очень хорошо учился, не имея при этом твердых нравственных правил и,
по примеру товарищей, вел беспутную жизнь.
Однажды
Моника после долгих молитв о любимом сыне уснула в слезах. Во сне ей предстал
Ангел и спросил, о чем она плачет. «Я плачу о погибели души моего сына», —
ответила женщина. «Успокойся, — молвил Ангел. — Где ты стоишь, там увидишь
его». Но еще девять лет после этого знаменательного сна Августин вел
беспорядочную жизнь. Он закончил обучение и стал преподавателем ораторского
искусства в Карфагене, потом в Риме и в Милане. Там он познакомился с епископом
Амвросием и стал посещать его проповеди. Мало-помалу горячие слова Амвросия
проникли в сердце Августина, и он захотел принять крещение.
Однажды к
Августину и его другу Алипию пришел один христианин. Он стал рассказывать
друзьям об отшельниках, ведомых любовью к Богу, которые удаляются от мирской
суеты в монастыри и пустыни. Августину прежде не доводилось слышать о таких подвижниках.
Пораженный услышанным, он стал молить Господа, чтобы Бог простил ему
неправедную жизнь, как вдруг услышал детский голос: «Возьми читай! Возьми
читай!» Перед Августином лежало Священное Писание. Он наугад раскрыл книгу и
прочитал отрывок из Послания апостола Павла к римлянам: «...будем вести себя
благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и
распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа Иисуса Христа, и
попечения о плоти не простирайте до похоти». В этот момент сердце Августина
озарилось светом. Он твердо решил служить Богу. На праздник Пасхи Августин и
Алипий приняли крещение от епископа Амвросия.
Августин
продал свое имение и раздал деньги бедным. Став иноком, он три года провел в
подвигах и молитве, после чего был посвящен в пресвитеры, а потом в епископы
города Остии (Африка). Суть своих духовных исканий он выразил в замечательной
книге «Исповедь».
Будучи
епископом и участвуя в общей жизни клира, Августин продолжал жить как монах. Он
с любовью и с величайшим смирением наставлял своих учеников, постоянно
противодействовал лжеучениям, особенно пелагианству, которое отрицало спасительность
Божией благодати и признавало главным нравственно-аскетические усилия человека.
Августин на
собственном опыте знал, что спастись благодаря только одной своей воле человеку
невозможно. Он восстал против гордого мнения основателя этого лжеучения, монаха
Пелагия.
Перу
Августина принадлежат философские, историко-философские и автобиографические
сочинения. Наибольшее влияние на общество того времени имела его книга «О
граде Божием», поводом к написанию которой послужила осада Рима, завершившаяся
в 410 году частичным разрушением города, не знавшего ранее ни разорения, ни
бегства жителей.
Августин
писал в ней о Божием промысле, о свободе воли, о смысле добра и зла, о страданиях
и чаяниях человечества.
Августин,
прозванный Блаженным, умер в 430 году на пороге эпохи средневековья, когда
Остию осадили варвары.
|