Сначала
римляне относились к христианству терпимо. Они полагали, что речь идет о
небольшой секте, которая не сможет подорвать устои государственной религии,
природно связанной с римской государственностью. Римское правительство даже
не отличало христиан от иудеев.
Христианская
община возрастала и укреплялась. Римские власти, наконец, осознали опасность,
которую представляет собою молодая религия, способная отвратить весь народ от
многобожия и имевшая силу покорить мир. Христиане вели себя спокойно и
миролюбиво, и единственное, в чем могли их упрекнуть римские власти — это в
уклонении от языческих обрядов и увеселений и непризнании императора богом.
До
императора Нерона (54—68) характер гонений на христиан
был нерегулярным. Массовое преследование Церкви началось при нем после того,
как Нерон ради собственного удовольствия сжег половину Рима и обвинил в
поджоге христиан. Их схватили и приговорили к мучительной смерти. Одних
зашивали в звериные шкуры и травили на арене львами, других распинали в саду
Нерона, обливали горючими веществами и сжигали.
При
императоре Веспасиане (69—79) евреи восстали против римского владычества. Тогда
римляне разрушили Иерусалим. Множество иудеев погибло от голода и междоусобной
брани. Христиане же до начала осады столицы войсками Веспасиана покинули
Иерусалим и ушли в Сирию. Они жили во враждебном государстве, угрожавшем им
смертью. Пока власти не преследовали христиан, они занимались ремеслами или
торговлей. Когда начиналась очередная волна гонений, одни спасались бегством,
что считалось допустимым, другие, напротив, с великой готовностью шли на
мучения и смерть, чтобы кровью засвидетельствовать веру, поражая своих мучителей
сверхъестественным мужеством.
Тяжелые гонения
в первую очередь обрушивались на христианских священнослужителей. В 260 году
императорский престол занял Галлиен, прекрасно образованный человек,
великолепный оратор и поэт. При его отце Валериане (253—260) Римская империя
подверглась мощным ударам со стороны варваров — германских племен, готов и
персов. Галлиену удалось отстоять римские владения от внешних врагов, но
справиться с внутренними ему не удалось. В разных частях Римской империи сразу
правили несколько императоров — в Греции, на восточном побережье Адриатики, в
Египте и Галлии. Фактически под властью Галлиена осталась только Италия. В 262
году в Риме произошло сильнейшее землетрясение. Император вынужден был
заниматься последствиями этой катастрофы, поэтому он не только не преследовал
христиан, но даже издал два эдикта, в которых объявил христиан свободными от
гонений, вернул им конфискованное имущество и молитвенные дома. Наступило
спокойное время, и христианство стало распространяться с невероятной
быстротой. Христианскую веру принимали знатные люди, которые много жертвовали
церкви и строили храмы. Епископат приобретал все больше влияния в языческом
мире.
Церковь
процветала первые двадцать лет правления
Диоклетиана (284—305). Диоклетиан разделил империю пополам: себе оставил Восток,
а своему соправителю Максимиану отдал Запад. Но языческая партия еще была
сильна и влиятельна. Она выдвинула из своих рядов зятя Диоклетиана — Галерия,
который ненавидел христиан.
В 303 году
Галерий убедил старого и больного Диоклетиана принять закон против христиан.
Согласно изданным правителем эдиктам все церкви подлежали разрушению, а
христиане, не отказавшиеся от своей веры, должны быть преданы смерти.
Начались
самые жестокие гонения, которые когда-либо претерпевали христиане. Поборников
христианской веры истребляли повсеместно, церковные книги сжигали, церковное
имущество объявили конфискованным. Кровавая резня продолжалась до тех пор,
пока Галерий, став императором, не убедился, что уничтожить христианство
невозможно. В 311 году он издал закон о прекращении гонений на христиан.
Окончательную
свободу христианству принесла победа императора западной части империи
Константина Великого в 312 году над его конкурентом Максимианом, захватившим
власть в Риме. В борьбе за власть Константин сумел опереться на христианство.
Поэтому он повел себя как сторонник веротерпимости. Не отвергая языческих
богов, он как бы допустил в их число нового бога. Сам Константин принял
крещение только перед своей кончиной в 337 году.
Годы гонений
дали Церкви немало мучеников, претерпевших смерть за Господа Иисуса Христа.
Почитание христианского мученичества стало средством, которое углубило веру в
духовное общение во Христе.
|