Христос
Спаситель пришел в мир, когда Римская империя охватывала страны Средиземноморья, Галлию, часть
Британии и земли, простирающиеся вдоль Дуная и Рейна. Иудея с 63 года до новой
эры также входила в состав империи и платила дань Риму.
Во времена
Иисуса жестокий язычник Ирод был
царем Иудеи. Он умел держать в рабском повиновении
народ иудейский. После его смерти началось восстание иудеев против римлян,
которое было подавлено.
Иудейский
народ жил среди язычников, обоготворявших небесные светила, стихии, растения и
животных. Наряду с язычеством в греко-римском мире были распространены
философские системы, отрицавшие как сущестгование единого бога, так и
множество богов, — они сделались для некоторых людей своего рода религией.
Отвергнув
народную религию, философы пытались по-своему объяснить бытие и указать путь
человека в мире. Так,
эпикурейцы цель человеческой
жизни сводили к земным наслаждениям, а стоики проповедовали аскетизм и учили искать смысл жизни внутри собственной души, в добродетели. Платоники поклонялись некому божественному мироправителю и призывали
всех к общению с ним. Неоплатоники отвергали и философию, и религию.
Взгляды
философов распространялись в народные массы, и постепенно народ перестал верить
своим богам. Падала вера в богов, зато возрастал интерес к тайным восточным
культам с гаданиями, волшебствами и дикими обрядами. Все это содействовало
серьезному упадку нравственности в народах Римской империи.
Только иудеи
хранили истинное понятие о едином
Боге и ожидали явления обещанного Спасителя мира. Но перед самым пришествием
Христа представление об Искупителе человечества стало восприниматься ими
неверно. Гордые религией богооткровения, иудеи почувствовали себя избранным
народом, для которого одного придет Мессия, чтобы освободить их от
чужеземного ига и устроить для них великолепное царство на земле. Религиозные
партии, образовавшиеся
в обществе иудеев
(фарисеи, саддукеи и др.), содействовали укреплению и росту подобных измышлений.
Фарисеи, что значит «обособленные», всю свою деятельность сводили к ревностному исполнению
внешней стороны религии, основанной не только на законе Моисея, но и на преданиях
древней старины, однако их слова расходились с делами, что заслуживало осуждения.
Саддукеи, напротив, отвергали устные предания, а религию рассматривали с философской точки зрения, вследствие чего дошли до
отрицания бессмертия души и воскресения мертвых.
Между Иудеей
и Галилеей жили
самаритяне. Свою
религию они основывали исключительно на Пятикнижии Моисея, а другие
богодухновенные книги отвергали. Они тоже ожидали явления Мессии, видя в нем пророка, который научит их истине.
Евреи,
проживавшие вне Палестины, не считали себя избранным народом. Они ждали Мессию
как Искупителя от грехов. Язычников, знакомых с их взглядами, пленила возвышенная
вера евреев, и некоторые из них стали принимать иудейство.
Лучшие умы
языческого мира, видя всеобщий упадок религии и нравственности, считали, что
человечество зашло в тупик. Для того чтобы выйти из него, необходима божественная
помощь. Верования иудеев все больше проникали в их среду, и перед рождеством
Христа ожидание Мессии стало всеобщим. Поэтому, когда Богочеловек явился в мир,
язычники и иудеи, которые видели в Нем Избавителя от всяких зол, стали
вступать в основанную им Церковь.
Служение
Иисуса Христа завершилось крестной смертью. После того как Господь вознесся на
небо, апостолы стали ожидать обещанного от Бога
Святого Духа. В день праздника Пятидесятницы (на 50-й день после воскресения Христа) апостолы, Богородица и еще несколько человек собрались на молитву в
Сионской горнице и исполнились силой Святого Духа, давшей им возможность
возвещать истину на разных языках.
В те времена
в церкви имущество было общее. Последователи Христа продавали свои имения и
вырученные от продажи деньги приносили апостолам, а те распределяли их между
всеми нуждающимися.
Эти заботы отнимали
время у молитвы и поучений. Тогда апостолы поставили диаконов (служителей), которым поручили управление общинными
средствами и призрение вдов и сирот.
Вскоре иудеи
стали преследовать Церковь Христову. Диакона Стефана, ревностного
проповедника слова Господня, они побили камнями. Среди иудеев, одобрявших казнь
Стефана, находился видный представитель фарисеев Савл из антиохийского города
Тарса. После убиения Стефана он отправился в Дамаск, чтобы участвовать в гонениях на христиан. Однако на пути в
этот город он услышал голос Господа, призвавший его на служение Церкви. Из
жестокого преследователя христиан Савл, получив при крещении имя Павел, сделался пламенным проповедником Христа. Вместе с
киприянином
Варнавой, обладавшим
выдающимся даром пророка и учителя, он путешествовал во многие страны, обращая
язычников в христиан. Павел общался с апостолом Петром. Им предстояло разрешить трудный вопрос: следовало ли
христиан, обращенных из язычников, обрезать по закону Моисееву? В новозаветных
общинах обрезание вначале повсеместно практиковалось, но впоследствии Павел сумел
добиться, чтобы христиане из язычников были от этого освобождены.
Павел
неутомимо проповедовал в Сирии, Киликии, Галатии, Африке, Македонии и Риме. Он
написал несколько посланий к общинам и церквам, в которых изложил сущность
учения Христа. Множество христианских общин на всем колоссальном пространстве
Римской империи было основано им. Во время преследований христиан императором
Нероном (между 64 и 67 г.) апостол Павел как римский гражданин был
обезглавлен мечом. он прибыл в Рим, где его на несколько месяцев заключили в
темницу, а потом распяли на кресте, по его просьбе, вниз головой, так как Петр
считал себя недостойным принять распятие таким же образом, как Христос.
Любимый
ученик Господа Иоанн Богослов по завету Учителя принял в свой дом Богородицу
Марию. После Ее успения он водворился в Ефесе. Иоанн дожил до глубокой старости,
претерпев многие гонения и мучения. При императоре Домициане он был ввержен в
котел с кипящим маслом, но чудесным образом вышел из него невредимым. За свою
веру Иоанн был сослан на Патмос, скалистый остров в Эгейском море. Там,
вдохновляемый Святым Духом, он написал Откровение (Апокалипсис).
Святой
апостол Андрей, брат Петра, проповедовал по восточным и северным странам
Черного моря и в Скифии. По преданию, он водрузил крест на месте будущего
Киева. Свой земной путь Андрей закончил в 60 году в городе Патры, где был
распят на косом кресте (Андреевский крест).
Святой
апостол Матфей, автор одного из четырех Евангелий, проповедовал в Персии, Сирии,
Эфиопии и других странах. По одной из позднейших легенд, царский воин зарубил
его мечом перед алтарем «в стране мавров».
Все
двенадцать учеников, которых Иисус избрал и назвал апостолами, исполняли свое
служение с необыкновенной ревностью. Не только в крупных центрах Римской
империи, но и в малых городах они устроили христианские общины. Апостолы
воспитали целое поколение замечательных христианских подвижников. То, что в
течение века ученики Господа сумели распространить евангельское учение во
многих странах, ничем, кроме чуда, объяснить невозможно. Они и сами совершали
бесчисленные чудеса, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Их жизнь, исполненная
взаимной любви и неустанных трудов, помощь, которую они оказывали братьям по
вере и язычникам, привлекала сердца многих тысяч людей к христианству.
|