Киевские
россы Аскольд, Дир и их дружина приняли крещение в середине IX века. Сто лет
спустя в 957 году приняла крещение в Цареграде (Константинополе) княгиня Ольга,
жена великого киевского князя Игоря. Достигнув на поприще христианской
проповеди некоторых успехов, Ольга, правда, не смогла обратить в свою веру
сына — князя Святослава.
В
980 году младший сын Святослава — Владимир I — завладел киевским троном. Он
считал, что создать крепкое государство возможно, только восприняв благородное
наследие средиземноморских культур, частью которых была богооткровенная
религия. При выборе веры
Владимир
решил, что лучше всех — греческая. Он крестился со своей дружиной и издал приказ,
по которому русская церковь сделалась канонической частью церкви Цареграда.
Бывший неистовый язычник Владимир теперь повсюду уничтожал идолов, воздвигал
христианские церкви и руководил миссионерской деятельностью. Приехавшие из
Византии на Русь священники проповедовали христианское учение, учредили
епископские кафедры на Руси. Епархии открыли не только в близких к Киеву городах
— Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, но и на окраинах
— в Новгороде, Ростове и Тмутаракани.
В
1037 году из Византии в Киев приехал первый митрополит, который при Ярославе
Мудром устроил здесь митрополию. Его резиденция находилась в храме Святой
Софии, построенном по образцу константинопольского.
Появились
первые монастыри. Маленькие избушки с кельями строили около церкви — в них
проживало 10— 20 чернецов или черниц. Две трети монастырей были построены на
средства князей и бояр, которые хотели в лице монахов иметь молитвенников за
свою душу. Из мира в монастыри притекали пожертвования. Именитые постриженники
приносили все, что имели, к игумену. По примеру Востока была введена схима,
признанная самой совершенной степенью монашества. Первоустроителями русского
монашества по праву считаются Феодо- сий и Антоний Печерские. Первый был устроителем
Киево-Печерского монастыря, второй — положил начало пещерному монастырю. Оба монастыря
просияли великими подвижниками.
Митрополия
Киевская пока имела небольшое значение, занимая среди византийских митрополий
70-е место. Патриарх Константинополя направлял митрополитов по своей собственной
воле. Киевские князья пытались нарушить этот порядок и добивались автономии,
но безуспешно.
После
походов хана Батыя на Русь пал Киев, и почти все княжества попали под монголо-татарское
иго. С запада наступало сильное войско шведских рыцарей, которое разгромил
новгородский князь Александр, высадившийся со своим войском в устье Невы, за
что он получил прозвание Невский. Через два года молодой князь одержал победу
над немецкими рыцарями на Чудском озере. Немцев в Прибалтике удалось остановить,
но Русь полностью подчинилась монголо-татарам.
Татарские
ханы по отношению к православной церкви проявляли веротерпимость. В
охранительных грамотах (ярлыках), которые выдавали русским князьям в Золотой Орде,
было написано: «Кто веру русских похулит или поругает, тот ничем не извинится
и умрет злою смертью». Духовенство освобождалось ото всех податей.
В
1380 году великий князь Дмитрий Иванович разгромил монголо-татарские полчища в
битве на Куликовом поле. Князь проявил выдающийся полководческий талант, за что
был прозван Донским. Примерно в это время митрополия из Киева переместилась
сначала в Суздаль, потом во Владимир и в конце концов обосновалась в Москве.
Московские
митрополиты, как правило греки или их ставленники, стремились соединить
церковную и государственную власть в России. Однако русские захотели поставить
собственного митрополита. Обстоятельства этому благоприятствовали. Не желая
разрыва отношений с Византией, великий князь Московский Василий III с помощью
искусной дипломатии добился признания избранного митрополита Ионы — первого
фактически независимого от константинопольского патриархата.
Когда
Византия как государство прекратила свое существование, русские могли действовать
совершенно независимо. Но русские митрополиты оказывались в подчиненном положении
по отношению к Московскому князю, власть которого усилилась после падения
монголо-татарского ига в 1480 году. Спустя два века, желая укрепить авторитет
Московского князя, митрополит Иосиф Володкий дал богословское обоснование
царской власти как абсолютной монархии.
В XV
веке на Руси возникли две митрополии: Киевская — на территории
Польско-литовского королевства и Московская — перешедшая на уровень
самостоятельного патриархата. Как символ укрепляющегося единовластия появились
особые знаки великокняжеской власти: так называемая шапка Мономаха,
государственный герб — двуглавый орел. Женитьба московского КНЯЗЯ Ивана III на племяннице
последнего византийского императора Зое Палеолог должна была подчеркнуть его
возросшую значимость как правителя. Объединение всех русских земель под
властью великого князя обеспечило независимость и самостоятельность Русского
государства, Москва стала считать себя наследницей Византии — «третьим Римом».
Иван III именовал себя государем всея Руси, а не только Московии. Так начало
формироваться Русское централизованное государство.
|