Главная » Файлы » ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ |
|
В разделе материалов: 122 Показано материалов: 91-120 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Влияние этики на жизнь и характер личности и общества трудно переоценить. Это система
знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать,
отличая добро от зла, прекрасное от безобразного. Всё многообразие этих знаний можно свести к моральным понятиям, суждениям и нормам.
|
Светское государство — это конституционно-правовая характеристика
государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их
деятельности. Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти
разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в
сфере образования. |
Существуют различные системы этики: этика Древней Греции, этика
индуизма, конфуцианская этика. Каждая из них предлагает свою модель
нравственности, выдвигая на первый план ограниченное число ключевых,
всеохватывающих понятий: человечность, почтительность, мудрость и т. п. |
Перед человечеством всегда вставали вопросы о смысле жизни, о смерти
и бессмертии, о предназначении человека. В разные периоды своей жизни
люди задумываются над вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет
после меня?». Ответы на эти вечные вопросы они нередко находили и
находят в религии. |
Большинство религий основываются на исповедании духовного,
совершенного, разумного Бога, являющегося творцом всего существующего, в
том числе человека, и всегда присутствующего в мире. Религия учит, что
Бог есть неизменный идеал добра, истины и красоты. |
Существует понятие «религиозность», которое отражает состояние сознания верующих. Религиозность
— это степень влияния религии на отдельного человека и группы, а также
процессы и тенденции, которые происходят в религиозных представлениях и
в деятельности. |
Мораль и религия — это две разные культурные системы. В очень давнем
прошлом верования в форме магии (колдовства) и культы человекоподобных
божеств охраняли порядок и добрые нравы в качестве покровителей того
или иного типа поведения или действия (плодородие, охота, сила,
красота). |
Искусство — это творческое воспроизведение мира в художественных
образах. Через эту сферу духовной жизни фиксируется и передаётся другим
поколениям житейский, нравственный и поведенческий опыт. Религия и искусство связаны давними и глубокими корнями. |
На всех этапах истории религия была вовлечена в политику, поскольку
она связана с воздействием и влиянием на человека и на общество. А это
означает её связь с властью и авторитетом, ибо власть достигается и
сохраняется или через принуждение, или через воздействие на идеологию
общества и на внутренние убеждения человека. |
Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк.
14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. |
Представленная
ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие
принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие
многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в
единое целое. |
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто
готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия.
Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве
трапезных. |
Облачения Престола, жертвенника,
богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или
иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью
дня памяти святого или священного события. |
Пост – время усиленного молитвенного
обращения к Богу, борьбы со своими страстями и греховными привычками,
сопровождаемое воздержанием от пищи животного происхождения,
употребления спиртного, супружеской близости, увеселений и развлечений. |
Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду (в память предания Спасителя в руки первосвященников) и в пятницу (в
память Христова Распятия). Эти посты были строгими – с утра до вечера
соблюдалось полное неядение. |
Первая Седмица Великого поста проводится
особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать
предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале
постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до
окончания Литургии Преждеосвященных Даров, на которой они причащаются
Святых Христовых Таин. |
Страстная седмица – это последние дни
земной жизни Спасителя, дни Его смерти и погребения. Это дни, когда
Христос был предан Иудой, когда Он был распят, страдал на Кресте, умер
как человек, был погребен «во гробе» и находился «в глубине земной» до
момента Своего Воскресения. |
Ветхозаветная Пасха (евр. Песах
– миновать, обойти, перепрыгнуть) – праздник, установленный пророком
Моисеем после избавления еврейского народа от египетского плена. После
того как Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, он и в
последующем его многочисленные потомки долгие годы проживают в этой
стране. |
В идеале каждый день жизни православного
христианина должен быть посвящен прославлению Господа и служению ему. Но
на деле такой идеал достижим для очень немногих. |
В зависимости от того, чьей памяти посвящаются те или иные праздники, они могут разделяться на следующие категори... |
Праздник
в день Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в первые века
ее существования. Святая равноапостольная Елена в начале IV века
построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы, что
косвенно свидетельствует о существовании данного праздника до этого
времени. |
Свидетельства
о поисках и находке (Обретении) Креста Господня в IV веке содержатся у
многих древних христианских авторов: у Евсевия Кесарийского, Феодорита
Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена
Саламанского. |
Точная
дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в
Древней Церкви неизвестна. Но уже в первом веке о введении Пресвятой
Девы во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминает
антиохийский епископ Еводий. |
Праздник
Рождества Христова был установлен самими апостолами для прославления
величайшего события человеческой истории – Христова воплощения. Это
видно из Апостольских Постановлений, в которых говорится: «Храните,
братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да
празднуется вами в 25 день десятаго месяца…" |
Установление
праздника Богоявления восходит к апостольским временам. Свидетельство
об этом находим в 42-й главе 5-й книги и в 33-й главе 8-й книги
Апостольских постановлений: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в
тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в
Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу
предстоящим свидетельствованного». |
Первые
свидетельства о праздновании Сретения Господня, когда церковные
торжества совершались Иерусалимской Церковью, восходят к IV веку. |
Установление праздника принадлежит первым векам христианства. Во всяком случае, он был известен уже в lll веке, о чем можно судить по таким
письменным источникам, как «Слово святого Григория Чудотворца на
Благовещение». |
Первое
известное нам упоминание о Входе Господнем в Иерусалим содержится в
поучении, составленном святителем Мефодием, епископом Патарским, в III
веке. С IV века празднование Недели ваий совершается при большом
стечении народа. |
Установление
праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом
говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские
постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. |
Пятидесятница
являлась одним из трех великих ветхозаветных праздников и была
установлена в память дарованного еврейскому народу Синайского
законодательства. За полторы тысячи лет до Рождества Христова на горе
Синай пророку Моисею были даны Заповеди, высеченные на двух каменных
скрижалях. |
|