История праздникаУстановление
праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом
говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские
постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V
гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (†407) и
блаженного Августина (†430). Святой Иоанн Златоуст называет этот
праздник «важнейшим и великим» и относит к разряду праздников, которые,
подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный
Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, пишет: «Что
сохраняем мы и все вообще христиане, то, само собой разумеется, дошло до
нас или от самих апостолов или от всего согласия Церкви, как, например,
и обыкновение ежегодным торжеством прославлять страдание Господне,
Воскресение, Вознесение на небо и Сошествие с неба Духа Святаго».
Эти слова знаменитого богослова IV–V веков свидетельствуют о
существовании праздника во всех Поместных церквах древности задолго до
того, как эти строки были написаны Августином.
Свидетельствует о древнем происхождении
праздника и тот факт, что уже в IV веке стараниями святой
равноапостольной царицы Елены на горе Елеон был построен величественный
храм Вознесения.
Вплоть до IV века существовал особый
период церковного года («радостнейший период» – Тертуллиан),
объединяющий празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы. Первое
установление о выделении Пятидесятницы в отдельный праздник содержится в
43-м правиле Эльвирского Собора, состоявшегося в 300 году. Вслед за
Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. Есть
мнение, что «радостнейший период» был разделен на два праздника во время
II Вселенского Собора, проходившего в 381 году, с целью подчеркнуть
особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения.
Составители чинопоследования службы
праздника неизвестны. Известно только, что каноны на Вознесение Господне
написаны святым Иоанном Дамаскиным и преподобным Иосифом Песнописцем, а
кондак и икос принадлежат перу Романа Сладкопевца.
Известно множество проповедей на праздник
Вознесения, составленных знаменитыми проповедниками древности и святыми
отцами Церкви. Среди авторов: святители Иоанн Златоуст и Григорий
Нисский, Афанасий и Кирилл Александрийские, Григорий Палама и
преподобный Иоанн Дамаскин. В славянских рукописях Торжественника
содержатся проповеди славянских церковных писателей – святителей Кирилла
Туровского и Иоанна Болгарского.
Событие праздникаСобытие
Вознесения Господня очень кратко описывается в Евангелии от Луки (Лк.
24; 50, 51) и пространно в Деяниях святых Апостолов (Деян. 1; 9-11).
Одной строчкой это же событие упоминается в окончании Евангелия от Марка
(Мк. 16; 19).
Евангелие от Луки, глава 24, стихи 50, 51И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Евангелие от Марка, глава 16, стих 19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
Деяния святых Апостолов, глава 1, стихи 1-11И,
собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите
обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а
вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его,
говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец
положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух
Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и
даже до края земли.
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время
восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:
мужи Галилейские!что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус,
вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо.
Евангельские
повествования акцентируют внимание на окончании земного служения
Спасителя, в то время как Деяния святых Апостолов рассказывают о начале
апостольской проповеди. Этим объясняются некоторые различия в священных
текстах, повествующих о Вознесении.
Поскольку Вознесение Господне совершилось в
сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, то и празднуется оно в
сороковой день после Пасхи. Этот двунадесятый праздник пасхального цикла
всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.
В те сорок дней, что прошли после
Воскресения Господня, Христос несколько раз являлся своим ученикам и
укреплял их словом и благодатью для их дальнейшего апостольского
служения. В одно из таких явлений Христос сказал ученикам о том, чтобы
они собрались на сороковой день после Воскресения в Иерусалиме.
В названный день апостолы собрались вместе. Господь явился им и, как говорит Евангелие, отверз
им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало
пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану
быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с
Иерусалима (Лк. 24; 45 – 47). Этими словами Господь еще раз объяснил
своим ученикам, почему была необходима его смерть на Кресте, и призвал
их на проповедь, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых дальних
стран на Земле и до всех народов, их населяющих.
Все́ это Христос говорил по дороге в
Вифанию, к горе Елеонской, находившейся на расстоянии около километра
пути от Иерусалима. Достигнув этого места, Господь остановился, поднял
руки, благословил своих учеников и стал подниматься вверх, в Небо.
Пораженные ученики провожали своего Бога, ставшего ради них Человеком,
восхищенными взглядами. Через какое-то время Христа окутало светлое
облако, и Он стал невидим. В этот момент апостолам явились два мужа,
одетые в светлые одежды и сказали им, что вознесшийся на Небо Христос
придет на облаке в Своем Человеческом обличье так же внезапно и
неожиданно, как и ушел.
Ученики Христа с благоговением поклонились
вознесшемуся Господу и с радостью возвратились в Иерусалим. Они
радовались славе своего Учителя, Его божественности, своему великому
призванию, явлению ангелов и обещанию Христа: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28; 20).
Вознесение, как факт небесной и земной
истории, является конечной точкой искупления человека, которое
завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в
небесное святилище.
С момента Вознесения Господня человек
получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном
блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не
была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и
сопрестольной Божеству.
Вознесение Господне открывает всем людям
возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно
распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию.
Особенности богослужения праздникаВознесение
Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку
само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день
после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день
недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день
предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и
отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. |