Светское государство — это конституционно-правовая характеристика
государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их
деятельности. Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти
разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в
сфере образования. Однозначного ответа на этот вопрос, как считают
специалисты, нет. Для российского законодательства понятия «светскость»
и, например, «веротерпимость», как принцип, определяющие основания
отношений государства и религии, достаточно новы и только ещё
складываются; в мировой же практике светскость включает в себя
различные модели взаимоотношений между государством и религиозными
организациями во многих сферах — от полного разделения сфер действий до
возможных вариантов тесного сотрудничества.
Светскость означает признание в качестве ценности и фактическое
наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести,
убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория,
идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки,
точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Как утверждает
Н. Ф. Козырев, понимание светскости должно вызревать в недрах
общественного сознания методом проб и ошибок, поскольку подлинная
светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт
гражданского самосознания, социального творчества граждан.
Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение
равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право
на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу
совести и убеждений.
Гражданское общество — это система социальных отношений и
институтов, действующая независимо от политической власти и способная
влиять на неё, являющаяся общностью автономных индивидов и автономных
социальных субъектов. Гражданское общество характеризуется следующими параметрами: высоким уровнем демократических принципов; соблюдением закона; взаимоотношением властей и оппозиции, регулируемым нравственными принципами; защищённостью индивида от деспотизма и произвола властей; ограничением насилия; доверием ко всем членам общества; защитой прав и свобод граждан (Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова, А. И. Мушинский).
Основные характеристики гражданской этики:
- гражданская этика базируется на принципе социальной справедливости как возможности и гарантии достижения каждым человеком своих целей; в её основе лежат права человека, защищённые законом;
- гражданская этика отстаивает духовный суверенитет личности:
это означает, что нравственный образ жизни не навязывается извне
(большинством, политическими лидерами и иными «воспитателями», решающими
за граждан, в чём заключается их долг, совесть и счастье), а
определяется личным стремлением человека;
- для гражданской этики характерно преобладание личного интереса над общественным,
свободы определения личных целей и успешности индивидуальной
деятельности (благо общества при подобной позитивной свободе выступает
как непреднамеренный, но закономерный итог индивидуальной деятельности
людей);
- важная черта гражданской этики — плюрализм, предполагающий право каждого на собственное понимание личного интереса и на действия, ведущие к его достижению, а нравственным идеалом при этом выступает активная гражданская позиция (М. В. Мишаткина).
Этический императив гражданского общества предполагает
постоянное добровольное уважение к другому, требует понимания поступков
других, пользования свободой, собственной иерархией ценностей и на их
основе принятия личных решений под личную ответственность (А. А.
Гусейнов, В. И. Бакштановский).
В гражданском обществе этика гражданственности выступает
результатом и показателем нравственной культуры общества и основывается
на общечеловеческих моральных нормах и ценностях и нормах общества,
обеспечивающих ему стабильность и устойчивость развития.
|