История праздникаТочная
дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в
Древней Церкви неизвестна. Но уже в первом веке о введении Пресвятой
Девы во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминает
антиохийский епископ Еводий.
Древнее церковное предание об этом
празднике выражено в церковных песнопениях. Кроме того, о введении
Пресвятой Девы во храм упоминают в IV веке блаженный Иероним и святой
Григорий Нисский, а в VII веке – Герман и Тарасий, патриархи
Константинопольские.
По некоторым сведениям, повсеместное
распространение на Востоке праздник получил в VIII–IX веках. Тогда же
были написаны важные части чинопоследования службы праздника: канон
«Отверзу уста моя» и ряд стихир – в IX веке митрополитом Никомидийским
Георгием; другой канон праздника «Песнь победную» – в X веке создал
Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Эти стихиры и каноны
сохранены в последовании праздника и в настоящее время.
Событие праздникаКогда
праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, молились о разрешении
неплодства, они дали обет, что если родится дитя, они посвятят его на
служение Богу. После того как Пресвятой Деве исполнилось три года,
Иоаким и Анна решили выполнить свое обещание. Пригласив родственников и
множество молодых дев в Назарет, Иоаким и Анна одели Пречистую Марию в
лучшие одежды и с пением священных песней, с зажженными свечами в руках
повели ее в Иерусалимский храм. На ступенях храма Отроковицу встретил
первосвященник со множеством священников.
Первое чудо с Богоизбранной Отроковицей
совершилось на ступенях храма. Дело в том, что храм был окружен
лестницей, состоящей из пятнадцати очень высоких ступеней. Трехлетний
младенец не смог бы сам преодолеть эту лестницу ни при каких
обстоятельствах. Дева Мария же, поставленная на первую ступень, быстро
преодолела остальные и вошла в храм. Вот как описывает это событие
блаженный Иероним: «Кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней
(«псалмам восхождения»), было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней
священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из
этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее
дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева
Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла
по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Пречистую
Деву встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна. И тут случилось второе чудо: Захария по
таинственному Божию вдохновению, благословив Деву, ввел Ее, как «Невесту
Бога Всецаря», во Святая Святых, в ту часть храма, где находился кивот
Завета и куда по закону позволено было входить однажды в год только
одному человеку – первосвященнику Израильского народа. Попав во Святая
Святых в день своего Введения, Пресвятая Дева во все время пребывания
Своего в храме беспрепятственно продолжала входить туда, где под страхом
смерти было запрещено находиться даже первосвященнику.
После того как праведные Иоаким и Анна
возвратились домой, Богоотроковица осталась в одном из многих жилых
помещений, в которых находились посвященные на служение Богу
израильтяне. Во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме
она воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное
Писание, занималась рукоделием, молилась и возрастала в любви к Богу и к
людям. |