На всех этапах истории религия была вовлечена в политику, поскольку
она связана с воздействием и влиянием на человека и на общество. А это
означает её связь с властью и авторитетом, ибо власть достигается и
сохраняется или через принуждение, или через воздействие на идеологию
общества и на внутренние убеждения человека. В новейшее время идейное
воздействие и идеологическое манипулирование не только не уменьшились,
но даже возросли. Таким образом, религия — это идеология и система социальных институтов, а эти сферы общественной жизни всегда связаны с политикой.
В IV в. христианство стало государственной религией Римской
империи, и церковь превращается в сложную иерархическую структуру, в
которую входили религиозные ордена, ассоциации, миссии, партии. Помимо
этого, существовали религиозные движения в форме ересей, расколов,
сект. Религия оказала огромное влияние на социально-политическую жизнь
Европы.
В других регионах мира религия как институт и как средство
политики также утвердила себя в самые давние времена. Все Евразийские и
восточные деспотии, империи, ханства, каганаты имели во многом
религиозную основу. Жрецы и духовные наставники составляли
социальную верхушку и обладали огромной силой воздействия на правителей
и их подданных в древних империях американских индейцев (инков и
ацтеков), в азиатских и африканских протогосударствах.
С наступлением эпохи современных государств мировые религии
постоянно стремились подчинить своему влиянию население целых
государств и регионов мира, и в этом они достаточно преуспели. Не
случайно возникли такие понятия, как христианская Европа, православная
Русь, мусульманский Восток, Святая Земля (Израиль) и т. п. Во многих
случаях определённая религия или одно из её направлений подчиняли себе
государственные власти или заключали с ними писаные или неписаные
конкордаты (соглашения) о так называемой установленной (официальной) церкви.
В свою очередь верховные правители (цари, императоры, короли)
объявляли себя покровителями или главами соответствующих церквей, а
иногда присваивали себе и главный духовный сан, упраздняя высшую
религиозную власть. Подобные ситуации существовали длительное время в
отношениях британской короны и англиканской церкви, императорской
власти и православной церкви в России. Сегодня в Иране верховную власть
держат в своих руках представители высшего мусульманского духовенства.
Знаменитый последователь материалистического понимания религии
Эрих Фромм в этой связи писал: «Трагедия всех великих религий
заключается в том, что они нарушают и извращают принципы свободы, как
только становятся массовыми организациями, управляемыми религиозной
бюрократией. Религиозная организация и люди, её представляющие, в
какой-то степени начинают занимать место семьи, племени и государства.
Они связывают человека, вместо того, чтобы оставить его свободным, и
человек начинает поклоняться не Богу, но группе, которая претендует на
то, чтобы говорить от его имени» (Фромм Э. Сумерки богов. — М., 1989. — С. 199).
Именно в способности выражать частные, исторически
изменчивые интересы в универсальной форме, используя символический язык
и мистифицируя земные корни этих интересов, проявляется специфика
религии. Это позволяет религии, а точнее части священнослужителей,
выступать с оправданием порой противоположных политических идеалов и
программ. Это не означает, что религиозные идеологи не разделяют
проповедуемые ими идеи и ценности. Они могут иметь свои взгляды и
мотивы в тех или иных политических ситуациях и действиях.
Святейший патриарх Алексий II выступил в октябре 1993 г. с
инициативой провести в Свято-Даниловом монастыре в Москве переговоры
противоборствующих сторон и не допустить кровопролития в связи с
отказом Верховного Совета РФ распуститься по указу президента Б. Н.
Ельцина. Это совсем не означает, что глава Русской православной церкви
одобрял как сам указ и последующие действия президента, так и поведение
депутатов, организовавших фактически вооружённое сопротивление
исполнительной власти. Но это могло означать, что Святейший патриарх
руководствовался евангельскими положениями об отношении к власти и о
миротворческой миссии церкви. Вот какими были его аргументы: «И тогда
мы предложили посредничество церкви, надеялись, что, когда сядем за
стол переговоров друг против друга, найдём в себе и мужество, и силы,
думая о судьбе России, думая о нашем народе, многострадальном народе,
дать ему надежду, а не ввести в отчаяние».
После двух дней безрезультатных усилий преодолеть политический
кризис Алексий II решил организовать молебен перед Владимирской иконой
Божией Матери, которую специально доставили из Третьяковской галереи к
месту богослужения в Богоявленском кафедральном соборе. В этой связи
он сказал накануне такие слова: «Я всё-таки священнослужитель, как
пастырь уже более сорока трёх лет, скажу, что для нас огромное значение
имеет завтрашний день. Эта молитва перед той святыней, перед которой в
течение веков молились наши предки в годины тяжких испытаний. И сила
Божия совершается в немощи человеческой». А после богослужения 3
октября он сказал участникам переговоров: «Мы надеемся, что и нам
Господь по молитвам Пречистой Богоматери даст мудрость и силы не
потерять разум и не ввергнуть вновь наше Отечество в кровавые
испытания, которые уже не раз на его долю в истории выпадало
переносить» (Москва. Осень—93. Хроника противостояния. — М., 1995. — С.
350, 354).
Как известно, тогда переговоры были прерваны. Начался штурм Белого
дома с жертвами и разрушениями. РПЦ оказалась в центре российской
политики, сохранила свой собственный подход к кризису и в конечном
итоге обрела опыт и авторитет как важнейший институт новой России.
Следует сказать, что миротворческая, пацифистская деятельность
религиозных организаций распространена широко и имеет огромную
известность вплоть до присуждения Нобелевских премий мира ряду
религиозных лидеров ХХ в.
Проявлением религии в сфере политики являются межгосударственные
и межэтнические противоречия и конфликты на религиозной почве.
Религиозные войны и конфликты были известны и в прошлые эпохи, но в ХХ
в. и в наши дни они обрели масштабный, можно сказать, мировой характер,
несмотря на научно-технический прогресс и глобализацию. После Второй
мировой войны наиболее жестокие войны и конфликты произошли между
государствами и внутри государств с участием религиозного фактора
(Индия и Пакистан, Иран и Ирак, Палестина и Израиль, Ольстер в
Великобритании, Чечня в России и т. д.).
Противостоянием конфликтам на религиозной почве может быть только
стремление всех конфессий к поддержанию мира и согласия между собой. 23
сентября 2003 г. по инициативе Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в
Астане открылся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Туда
прибыли люди разных религиозных взглядов и убеждений. Форум положил
начало серьёзному разговору о судьбах мира, о роли религии в устроении
общества. Главной задачей Съезда стало объединение усилий религиозных
лидеров для уврачевания и предотвращения конфликтов на религиозной
почве, для выработки новых форм международного сотрудничества.
В своём выступлении на встрече с общественностью Казахстана уже в
январе 2010 г. Святейший патриарх Кирилл, поминая добрым словом
инициативу президента Казахстана, в свою очередь выразил уверенность в
том, что все крупные проблемы современного мира могут быть разрешены
путём диалога и совместных усилий. Русская православная церковь, по его
утверждению, полностью согласна с таким подходом. Ведь и Священное
Писание, как отметил Святейший патриарх, нам говорит: «Пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 17—18).
|