История праздникаПервые
свидетельства о праздновании Сретения Господня, когда церковные
торжества совершались Иерусалимской Церковью, восходят к IV веку.
Косвенные свидетельства о существовании праздника в то время можно найти
в проповедях на Сретение Господне святителей Мефодия Патарского,
Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского,
Григория Нисского и Иоанна Златоустого.
Но до VI века этот праздник совершался не
так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане в Антиохии
случилось сильнейшее землетрясение, а вслед за ним в 544 году –
эпидемия, приведшая к многочисленным людским жертвам. Окончание этих
бедствий связано с днем празднования Сретения Господня, когда напуганные
жители совершили торжественное всенощное бдение, сопровождавшееся
усердной молитвой об избавлении от всех несчастий, и крестный ход. В
связи с этим событием, Церковь с 544 года придает празднованию Сретения
такой величественный характер.
Чинопоследование праздника включает в себя
древние песнопения, составленные знаменитыми песнотворцами: в VII веке –
святителем Андреем, архиепископом Критским, в VIII веке – святителем
Космой, епископом Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным, святителями
Германом и Анатолием, Патриархами Константинопольскими, в IX веке –
святителем Иосифом Студитом, архиепископом Солунским.
В Западной Церкви празднование Сретения известно с V века, со времени папы Геласия.
Событие праздникаОснование
праздника возводится к истории Исхода ветхозаветного Израиля из земли
Египетской. Когда жестоковыйный фараон в очередной раз не отпустил
израильский народ в пустыню на поклонение, на него была послана десятая,
самая страшная Божия казнь: ангел истребил всех первенцев египетских от человека до скота (Исх.
12; 12). Это наказание сломило упорство фараона, и израильский народ
был, наконец, отпущен, как того требовал его предводитель Моисей. В
память об этом событии израильские первенцы посвящались Богу,
приносились Ему в дар. Поэтому при рождении первого ребенка любая семья
богоизбранного народа должна была «выкупать» первенца, жертвуя либо
агнца, либо двух голубиных птенцов.
Этот обычай поспешила исполнить и
Преблагословенная Матерь Богомладенца в сороковой день после Его
рождения. У храма ее ожидала удивительная встреча («сретенье»), в
ознаменование которой праздник и получил свое название. Встретил Их
Старец Симеон, который, по преданию, входил в число 72 переводчиков
(«толковников») Ветхого Завета на греческий язык.
Дело было в том, что египетский царь
Птолемей Филадельф (годы правления 287–247 гг. до P. X.) собирал для
основанной им в Александрии библиотеки все значимые книги Древнего мира.
В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с
просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных
переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в
Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии,
наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения. Начав
работу и дойдя до текста Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил
(Ис. 7; 14), он посчитал, что в текст вкралась ошибка. Симеон хотел
поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может
родить? В этот момент ему явился ангел Господень и удержал его руку,
пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь
пророчества. Много
лет он ждал этого момента, и когда Божия Матерь принесла Богомладенца в
храм, Симеон по Божественному наитию пошел им навстречу. Увидев
Младенца-Христа, Симеон взял его на руки и сказал Ему слова, которые уже
много сотен лет звучат за православным богослужением: Ныне отпущаеши
раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои
спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет во
откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2; 29–32).
Епископ Феофан (Говоров) писал о Сретении:
«В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром
отходит в вечность, уступая место христианству…». Сретение – это встреча
человечества в лице старца Симеона с Богом, лицом к Лицу.
Иосиф и Богородица были удивлены такими
словами, а Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери,
предсказал Ей о Младенце: Се лежит Сей на падение и на восстание
многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет
душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2; 34, 35).
Еще один человек, ставший участником этого события – 84-летняя пророчица Анна, дочь Фануилова, которая
не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в
то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем [Богомладенце]
всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2; 37, 38). |