История праздникаСвидетельства
о поисках и находке (Обретении) Креста Господня в IV веке содержатся у
многих древних христианских авторов: у Евсевия Кесарийского, Феодорита
Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена
Саламанского.
Сразу после установления христианства в
качестве всеобщей религии империи, происшедшего на I Вселенском Соборе,
император Константин Великий предпринимает ряд мер к тому, чтобы
отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить на Голгофе храм.
Решающую роль в поисках сыграла мать императора, святая равноапостольная
царица Елена, которая в 326 году отправилась для этого в Иерусалим, где
и произошло Обретение Честного и Животворящего Креста Господня.
13 сентября 335 года было совершено
освящение храма Воскресения Христова, и праздник Воздвижения перенесли
на 14 сентября. Освящение главного христианского храма совершал собор
епископов, прибывших со всех концов Римской империи. Этот факт дал
толчок к распространению празднования Воздвижения Креста Господня во
всем христианском мире.
В VII веке с праздником Обретения было
соединено и воспоминание другого события – возвращения Древа
Животворящего Креста Господня из Персидского плена. После того как в 614
году Персидский шах Хозрой нанес Византийскому императору Фоке
чувствительное поражение и овладел Иерусалимом, он разграбил сокровища
Святого города и, в том числе, увез в Персию Древо Животворящего Креста
Господня. Честной Крест находился в плену 14 лет. Но 14 сентября 628
года, после победы императора Ираклия над персами, Крест был отобран у
персов и возвращен в Иерусалим. Император, одетый во власяницу и босой,
торжественно встретил Крест Христов и вернул его в храм Гроба Господня.
Уже во II веке христиане стали осенять себя
крестным знамением, а первые изображения креста известны в Церкви еще
раньше. Изображения Распятия появились позднее: самые ранние из них
созданы около VI века. По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского,
части Креста во второй половине IV века были разосланы по всей империи.
Событие праздникаПо
древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее
совершения. Этот факт стал отправным моментом в поисках, но большим
препятствием явилось то, что ненавистник христиан император Адриан в
начале II века решил уничтожить все следы как иудейства, так и
христианства в Римской империи. Для этого он переименовал Иерусалим в
Элию и полностью его перестроил, срыв Голгофский холм и засыпав пещеру
святого Гроба. После этого Адриан соорудил над Голгофой капище языческой
богини Венеры. А в III веке это здание уже лежало в руинах, поэтому к
моменту начала поисков место Распятия оставалось неизвестным.
По преданию, Голгофу указал под развалинами
языческого капища престарелый иудей Иуда, впоследствии принявший
христианство с именем Кириак. Раскопки подтвердили его слова: в
указанном месте были найдены гвозди, дощечка с надписью на трех языках,
которая, по свидетельству Евангелия, была прибита над Главою распятого
Христа, и три креста. Нужно было узнать, какой из трех крестов является
Крестом Христовым. Это было обнаружено чудесным образом: мертвец,
которого несли к месту погребения, ожил от прикосновения одного из
крестов, что стало неоспоримым свидетельством принадлежности этого
Креста Господу.
В момент Обретения у голгофского холма
собралось огромное множество народа, поэтому не все могли не только
поклониться, но даже увидеть Крест Господень. И тогда Патриарх
Иерусалимский Макарий, встав на высоком месте, начал поднимать
(воздвигать) Святой Крест, показывая его народу, а люди поклонялись
Кресту со словами: «Господи, помилуй». Отсюда праздник получил свое
название: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Установление этого праздника как общехристианского произошло в тот же
год. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то
первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. |