Первая Седмица Великого поста проводится
особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать
предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале
постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до
окончания Литургии Преждеосвященных Даров, на которой они причащаются
Святых Христовых Таин. Но еще раз оговоримся – этот сугубый подвиг не
является обязательным для всех. Современная секуляризированная жизнь с
ее не приспособленными для постного делания реалиями не позволяет
соблюдать предписания Устава в полном объеме.
В приходских храмах практикуются такие
правила хранения поста (с небольшими вариациями): в первые два дня –
сухоядение, в следующие три – вареная растительная пища без масла.
В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом.
Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского настраивает христиан на подобающее проведение святых
дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и
четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении.
Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных
канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и
Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь
покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого
поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки
веков. Аминь. (Земной поклон)
Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов)
После этого молитва повторяется полностью:
Господи и Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей,
Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон)
Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого
поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних
молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее
чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей
неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение
молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы.
В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь
слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но
индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают
это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.
Во все седмичные дни Святой Четыредесятницы полной Литургии не совершается. В среду же и пятницу совершается Литургия
Преждеосвященных Даров. В пятницу первой седмицы Великого поста после
Литургии происходит освящение кблива (вареной пшеницы с
медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. В 362 году
император Юлиан Отступник (361–363 гг.) приказал Константинопольскому
градоначальнику каждую ночь в течение первой недели поста тайно кропить
идоложертвенной кровью продукты, продаваемые на рынках. Святой Феодор в
ночном видении повелел Константинопольскому архиепископу Евдоксию
объявить христианам, чтобы не покупали продукты на рынках, а питались бы
вареной пшеницей с медом. В память этого события в пятницу после
заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и
благословляется коливо.
Празднование Торжества Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого
поста. Этот праздник был установлен при царице Феодоре в 842 году в
память восстановления почитания святых икон после окончательной победы
над иконоборцами. В конце Литургии священнослужители на середине храма
совершают молебен перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь
Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь
истинный всех отступивших от Церкви.
Суббота 2-й седмицы является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя вторая Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы.
В этот день Святая Церковь говорит
христианам о тайне Божественного Света и необходимости приближения к
Нему. Именно поэтому вторая Неделя Великого поста посвящена памяти
святителя Григория Фессалонитского, который принадлежал к числу
последних византийских богословов и Отцов Церкви начала XIV века. Он
стоял в центре богословских споров того времени, посвященных природе
Божественного Света. Именно Григорий Палама учил о том, что Свет
Преображения есть Свет нетварный, несотворенный и что в нем Сам Бог
являет Себя миру и человеку в Своих энергиях.
Вторая седмица поста менее строга, чем
первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без
масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается
вареная растительная пища с растительным маслом.
Практика поста многих современных
приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в
субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В
среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и
ко всем остальным седмицам Великого поста.
Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.
Поклонение Животворящему Кресту Господню
начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во
время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему
покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и
последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о
страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить
их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до
пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в
алтарь.
Практика поста современных приходов в
дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно
употребляется вареная растительная пища без масла.
Суббота 4-й седмицы также является
Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы
Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
Святой Иоанн Лествичник, игумен монастыря
Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» –
книги «Лествица» (VI–VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий
пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны,
человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода
особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в
пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не
погубить ума».
Святая Церковь не зря дает нам этот пример
рассудительности в аскетическом делании. Часто бывает так, что
христианин (особенно начинающий, неофит) берет на себя чрезвычайный
подвиг, который не может понести, и это приводит к очень плохим, а
иногда и к трагическим последствиям. Происходит это, как уже отмечалось,
от скрытой от самого христианина тонкой гордости, определяющей подобные
стремления. Преподобный Иоанн же с помощью своего смиренномудрия и
рассудительности достиг высоты духовного совершенства. Кроме того, он
оставил христианам руководство для их духовной жизни, описав в
«Лествице» борьбу подвижника благочестия с такими пороками и страстями,
как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и другими.
Вместе с этим в «Лествице» даются примеры, служащие воспитанию
противоположных страстям добродетелей – кротости, целомудрия, терпения,
смирения, молитвы и других. Именно поэтому память преподобного Иоанна
Лествичника совершается в дни Великого поста, цели которого максимально
соответствуют целям, поставленным в его книге.
В четверг 5-й седмицы совершается
так называемое «стояние святой Марии Египетской». Мария, бывшая великой
блудницей, смогла через искреннее покаяние коренным образом изменить
свою жизнь и достичь великой святости. В течение многих веков этот
ярчайший пример изменения греховной жизни дается Церковью для подражания
всем христианам.
В этот день на утрени канон святого Андрея
Критского прочитывается полностью, а также читается канон в память
преподобной Марии Египетской и ее житие.
Суббота 5-й седмицы называется
Субботой Акафиста, поскольку в этот день совершается чинопоследование
«Похвалы Пресвятой Богородицы». Это благодарственное молебное пение было
установлено в IX веке в память об избавлении Константинополя от
нашествия иноплеменников, подступивших к столице Византийской империи с
моря. После того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы, началась
страшная буря и раскидала корабли неприятеля. Какое-то время это
молебное пение совершалось только в Константинополе во Влахернском
храме. Затем через Студийский устав чинопоследование праздника попадает в
богослужебные книги Восточной Церкви.
Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В
воскресенье 5-й седмицы празднуется память Марии Египетской, которой
составлена одна из самых продолжительных служб годового богослужебного
круга. Многочасовое «Мариино стояние», совершаемое за два дня до пятой
Недели Великого поста, в своем чинопоследовании содержит пример
истинного покаяния для всех грешников, и Церковь снова и снова
возвращает к нему своих чад.
Практика поста современных приходов в
дни 5-й седмицы Великого поста такова: во все дни до пятницы
включительно употребляется вареная растительная пища без масла.
В субботу 6-й седмицы за богослужением вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Был
болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа,
сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая
помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими (Ин. 11; 1,
2). Когда Иисус узнал об этом, то пробыл два дня в том же поселении и
только после этого пошел в Вифанию. Лазарь к тому времени уже умер и был
погребен в специальной пещере, к которой и направился Христос. И когда
был отвален камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус воззвал
громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и
ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус
говорит им: развяжите его, пусть идет. (Ин. 11; 43, 44). После
воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет, став епископом Китийским
(на острове Кипр), где и распространял христианство до своей кончины.
Воскрешение Лазаря стало прообразом будущего Воскресения мертвых в момент Страшного Суда.
В Лазареву субботу разрешается употребление в пищу рыбной икры.
Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим.
Шестое воскресенье Великого поста – великий
двунадесятый праздник, подробные сведения о котором даются в главе,
посвященной праздникам. На следующий после Вербного воскресенья день
начинается Седмица Христовых Страданий (Страстей), предваряющая Светлое
Христово Воскресение.
В Вербное воскресенье разрешается употребление в пищу рыбы.
|