История праздникаПраздник
в день Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в первые века
ее существования. Святая равноапостольная Елена в начале IV века
построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы, что
косвенно свидетельствует о существовании данного праздника до этого
времени. Другие свидетельства можно найти в творениях блаженного
Иеронима, Епифания Кипрского, писаниях святителя Иоанна Златоуста и
блаженного Августина. Святитель Андрей Критский в своем слове на день
Рождества Пресвятой Богородицы раскрывает смысл этого торжества:
«Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к
благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и
тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу».
На протяжении нескольких веков святыми
песнотворцами в честь праздника были составлены многие вдохновенные
песнопения: в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским;
в VI веке – Стефаном Святоградским; в VII веке – святителем Андреем
Критским; в VIII веке – преподобным Иоанном Дамаскиным и патриархом
Константинопольским Германом, в IX веке – Иосифом Студитом.
Событие праздникаЛюдьми,
удостоившимися произвести на свет будущую Богородицу, стали праведные
Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника
Аарона. До глубокой старости супруги были бездетны и терпели «поношения
бесчадства» от своего народа. Дело в том, что в еврейском народе
бесчадие рассматривалось как Божие отвержение, наказание за недостойную,
греховную жизнь. Ведь отсутствие детей исключало саму возможность быть
причастным к рождению обетованного Мессии – Христа.
Но вера праведных Иоакима и Анны была
безмерной, и они не теряли надежды на милость Божию, на возможность
рождения ребенка даже в старости, как это случилось с Авраамом, отцом
верующих, и его супругой Саррой. Поэтому святые Иоаким и Анна дали обет
посвятить Богу дарованное Им дитя, то есть отдать его для служения в
храм. В один из великих праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский
храм свою жертву, но она не была принята первосвященником, обвинившим
Иоакима в недостоинстве, ввиду его бесчадия.
Святой Иоаким в глубоком горе ушел в
пустыню, туда, где пастухи пасли его стадо. Святая Анна, узнав об этом,
горько плакала, но не переставала усиленно молиться, призывая в этом
отчаянном положении милосердие Божие на себя и мужа. И только тогда
Господь исполнил их прошение. Для того чтобы родить этого
благословеннейшего ребенка, это средоточие чистоты и святости, святые
супруги должны были достичь преклонного возраста и все эти годы готовить
себя добродетельной жизнью к этому важнейшему для человечества событию.
Слова радостной вести Иоакиму и Анне принес Архангел Гавриил: молитвы
их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, «от
всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога».
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и
добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, «вместив
Невместимого» в своей пречистой утробе, оказавшейся «ширше небес». День
ее Рождества – день всемирной радости. В этот день исполнились
пророчества и чаяния – родилась Преблагословенная Дева Мария,
предуставленная Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога
Слова, Господа нашего Иисуса Христа. |