История праздникаПервое
известное нам упоминание о Входе Господнем в Иерусалим содержится в
поучении, составленном святителем Мефодием, епископом Патарским, в III
веке. С IV века празднование Недели ваий совершается при большом
стечении народа. Торжественные ходы во время праздника составлялись
множеством богомольцев, которые держали в руках пальмовые ветви и
светильники. Об этом в своих поучениях на праздник Входа Господня во
Иерусалим упоминают святители Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст,
Епифаний Кипрский и Кирилл Александрийский.
Богослужение праздника стало складываться в
привычные нам современные формы начиная с VII века, когда преподобный
Андрей Критский составил первые известные нам песнопения чина. В VIII–IX
веках эти песнопения умножаются выдающимися песнотворцами Космой
Маиумским и Иоанном Дамаскиным, Феодором и Иосифом Студитами, а также
Патриархом Никифором, епископом Феофаном и даже императором Львом
Философом.
На Руси празднование входа Господня в
Иерусалим совершается уже в первые годы после принятия нашей страной
христианства. Но особенно пышно праздник стал устраиваться в Москве в
XVI веке. Торжественный Крестный ход отправлялся из Успенского собора,
чрез Спасские ворота, к собору Василия Блаженного, и на Лобном месте
совершалось специальное молитвенное чинопоследование. Процессия
представляла собой необычное зрелище: за привычными для Крестного хода
запрестольными иконами и хоругвями на санях возили огромное дерево,
украшенное искусственными цветами и сухофруктами.
Патриарх Иоаким был самым большим
приверженцем этого обряда: по его указанию деревья делались немецкими
мастерами и стоили огромных денег. Патриарх, преобразуя Христа, садился
на молодого осла, которого царь вел под узду. По окончании процессии
дерево и украшения саней отдавали у Успенского собора участвовавшему в
Крестном ходе народу. Это действо в таком виде просуществовало до 1678
года, когда рамки обряда были существенно ограничены. А после смерти
патриарха Адриана «шествие на осляти» совсем прекратилось.
Событие праздникаСобытия,
связанные с Входом Господнем в Иерусалим, описываются всеми четырьмя
евангелистами (Мф. 21; 1 – 11, Мк. И; 1-10, Лк. 19; 29–44, Ин. 12;
12–19). Вот что говорится в Евангелии от Матфея:
И когда приблизились к Иерусалиму и
пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете
ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу;
и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка,
который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе
кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и
поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и
положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа
постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и
постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший,
восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!
осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в
движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из
Назарета Галилейского.
Почему
народ так торжественно и восторженно встретил Христа? Главной причиной
было предшествующее Входу Господа в Иерусалим событие: Народ, бывший с
Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил
его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он
сотворил это чудо (Ин. 12; 17, 18). Влияние этого факта на народ
было таково, что архиереи решили убить не только Христа, но и Лазаря,
потому что его воскрешение заставляло поверить в мессианское
происхождение Иисуса.
Символизм появления Христа в Иерусалиме на молодом осле многопланов. Существует предсказание пророка Захарии об этом событии: Ликуй
от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой
грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на
молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9; 9). Все́ произошло так, как и было предсказано пророком за несколько столетий до Рождества Христова.
То, что Христос въезжает в Иерусалим не на
коне, а на осле, говорит о том, что Он несет мир, а не войну и
символизирует, что Господь – Царь кроткий. А подъяремная ослица и еще не
бывший под седлом ее строптивый жеребец, символизируют ветхозаветный
Израиль, и тех язычников, которые в будущем примут Христа. Кроме того,
все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим
царственное достоинство Иисуса, как Сына Давидова, который после победы
над Голиафом также въехал в Иерусалим на молодом осле.
То, что народ встречал Иисуса как Царя,
говорят некоторые детали евангельского повествования. Так Его ученики
сняли с себя верхнюю одежду и положили ее на осла, а народ стал устилать
дорогу свежесрезанными пальмовыми ветвями (ваиями), как это было в
обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Кроме того, когда
шествие двинулось чрез гору Елеонскую, апостолы приветствовали Иисуса
как Мессию словами 117 псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!»
Торжественная встреча Христа возбудила
радость в народе и… негодование и зависть среди фарисеев. Думая, что
такое великолепное шествие было организовано апостолами, они потребовали
от Господа: Учитель, запрети ученикам твоим! (Лк. 19; 39). Но Христос, ответил им: Если они умолкнут, то камни возопиют
(Лк. 19; 40). Фарисеям не удалось остановить торжественную встречу,
устроенную народом Иерусалима и всеми, пришедшими во Святой Град. Даже
дети восторженно приветствовали Господа, восклицая: Осанна Сыну Давидову!
Когда книжники и фарисеи обратили внимание Христа на это
«богохульство», Господь, скрывавший до этого Свою Божественность перед
людьми, ответил: Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
Въехав в Иерусалим, Христос пошел в Храм,
откуда выгнал всех торгующих, и опрокинул столы менял и скамьи продающих
голубей, говоря им: Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Тут же к Иисусу приступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Событием Входа Иисуса Христа в Иерусалим
для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную
смерть на Кресте открывается последняя страница общественного служения
Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица – неделя
страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших
своего Бога людей.
Традиция праздникаОбычай
праздника – приходить в храм на богослужение с пальмовыми ветками –
возник на основании евангельского повествования. От восточной традиции
употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) возникло название
праздника – Неделя «ваий», «Цветоносия», «Цветная». В России этот
праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи в связи с
климатическими особенностями северных территорий заменяются вербой. В некоторых храмах возрождают древнюю традицию, когда присутствующим за утреней раздаются букетики
распустившейся вербы со свечами в память
той первой встречи Господа. Молящиеся с вербой в руках встречают
невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как своего Владыку, как
победителя сил ада и смерти. |