Существует понятие «религиозность», которое отражает состояние сознания верующих. Религиозность
— это степень влияния религии на отдельного человека и группы, а также
процессы и тенденции, которые происходят в религиозных представлениях и
в деятельности. В России исторически религиозность населения была
высокой. Только в Москве до революции 1917 г. было «сорок сороков»
церквей, т. е. 40 раз по 40! В советский период в результате гонений
против религии и церкви религиозность резко снизилась. Коммунистам и
работникам умственного труда (учёным, учителям и преподавателям), а
также молодёжи (пионерам и комсомольцам) запрещалось быть верующими.
Религиозность верующей части населения носила скрытый и размытый
характер.
Усиление роли религии в современном российском обществе привело к
росту религиозности россиян. Сегодня большинство населения считает себя
верующими людьми (по данным общероссийских социологических опросов,
это примерно 60% населения). Значительная часть этих верующих
отправляет религиозные обряды (особенно крещения, венчания и
похоронно-поминальные обряды), посещает храмы, отмечает
церковно-религиозные праздники, использует религиозные символы и
предметы в быту и одежде. Среди православных распространено ношение
нательных крестиков.
Наряду с увеличением числа убеждённых верующих в современном
обществе, в том числе и в России, сохраняется внешняя религиозность,
увлечение мистикой, теософией, оккультизмом. Традиционные религии и
официальная церковь во всех странах осуждают эти явления. В России в
сфере религиозности людей можно также наблюдать слияние традиционных
религиозных представлений и различных нетрадиционных увлечений
(астрология, хиромантия и т. п.).
Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.
Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой
религии: я буддист или я православный. Члены одной
религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане.
Это уже коллективный уровень религиозной идентичности.
Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные
периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через
включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие
религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное
сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в
религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием
религиозных наставников и проповедников.
Иногда человек становится верующим в результате внутреннего
потрясения (или кризиса) и последовавшего за этим эмоционального,
психологического выбора. Здесь многое зависит от индивидуальных
особенностей личности. Этот процесс обретения и поддержания религиозной идентичности называют религиозным опытом.
Религиозный опыт человека и группы с течением времени оформляется в
стереотипную картину мира и в представление о том, что значит быть,
например, христианином или мусульманином, чем и почему члены данной
группы отличаются от последователей других религий.
В религиозный опыт входит знание сакраментальных текстов (молитв,
духовных песнопений, заповедей) и других авторитетных текстов той или
иной религиозной традиции (например, «Жития святых»). Это своего рода
обязательные образцы, которые придают устойчивость религии и сознанию
её последователей.
В формировании религиозной идентичности играют роль не только
догматы и положения веры, но и разные мифы, политические конструкции и
даже бытовые представления. Например, для русского православного
сознания важными были представления о православном царе, Святой Руси,
Москве как Третьем Риме. Православное сознание связывают с соборностью,
отзывчивостью, терпимостью. Одним из компонентов современного русского
православного сознания является стереотип «русский значит
православный», т. е. этническая принадлежность получает значение
признака религиозной принадлежности. Хотя до революции 1917 г. было
наоборот: «православный значит русский».
Часто религиозное сознание обретается под давлением внешних
обстоятельств и даже принуждения. Это бывает в обществах, где
существует государственная религия, или когда догматы и институты
доминирующей религии не признают права на существование других религий и
объявляют их последователей врагами и неверными. В Российской империи
крещение многих евреев в православие было обусловлено дискриминацией
иудаизма и привилегированным положением Русской православной церкви. В
мусульманских странах вплоть до сегодняшнего дня их жителям очень
трудно делать выбор и быть последователями других религий, кроме ислама.
Распространённым средством обращения в религиозную веру и формирования религиозной идентичности является миссионерство, а его навязчивая и даже принудительная форма называется прозелитизмом.
Если в прошлом миссионеры (главным образом христианские) обращали в
свою религию аборигенное население колонизуемых территорий и владений,
то современные поборники обращения в свою веру стараются обрести
последователей из числа тех, кто исповедует традиционные для данной
страны или территории религии. Это приводит к личностным драмам и
кризисам в отношениях между религиозными организациями, к напряжённым
ситуациям среди верующих. Так, в ходе либеральных реформ М. С.
Горбачёва и после распада СССР в 1991 г. среди верующих православных
приверженцев Русской православной церкви Московского патриархата в
России и за её пределами стали вести активную миссионерскую
деятельность католики и протестанты. На Украине сторонники униатской
церкви даже захватывали православные храмы. Традиционные религиозные
конфессии России осуждают прозелитизм.
Некоторые поборники возрождения так называемых национальных
религий из числа народов Поволжья, Севера и Дальнего Востока пытаются
некогда обращённое в православие население вернуть к языческим и
шаманским верованиям. В постсоветское время шаманские верования и
обряды получили распространение среди таких народов, как буряты,
тувинцы, алтайцы, якуты, малочисленные народы Севера.
Религиозная идентичность обычно носит конкретный характер, и
членство религиозных групп определяется довольно жёстко в отличие от
этнической принадлежности, которая может быть сложной среди потомков
смешанных браков. Но и среди религиозных людей есть лица с
множественной идентичностью. Например, в России известно явление
русского двоеверия.
Двоеверие иногда ещё называют религиозным синкретизмом. Это
означает соединение в культуре народов привнесённой и традиционной
сакральности (религиозности). Двоеверие проявляется в общественном и
индивидуальном сознании, оно отражается как в обрядовой практике, так и
в вероучении. Иногда двоеверие называют народной верой, поскольку чаще
всего оно сводится к православно-языческому синкретизму. Например, в
церковный православный календарь вошли многие элементы
древнеславянского земледельческого и скотоводческого уклада, языческие
поминальные обряды и древнеславянский культ хлеба.
В духовной жизни человека и общества религиозность может быть
разной в зависимости от характера самой религии, исторической и
политической ситуации. В развитых государствах религиозность не
занимает главного места по сравнению с гражданским самосознанием. В
протестантских странах Северной Европы она выражена значительно слабее,
чем в католической Италии или Польше. Сильная религиозность имеется
среди жителей ряда мусульманских стран, где она может доходить до
фанатизма.
Религиозный фанатизм был очень распространён в прошлом (вплоть до
кровавых религиозных войн), но религиозные фанатики имеются и в
современных религиях. В России, например, недавними проявлениями
фанатичного религиозного сознания были совершение актов террора со
стороны исламских фундаменталистов ваххабистского направления в исламе,
а также коллективный уход в подземелье сектантов в Пензенской области.
На основе религиозного фанатизма и политической индоктринации
рождается явление религиозного экстремизма, наиболее уродливым
проявлением которого является терроризм. Так, в конце ХХ — начале ХХI
в. террористическая деятельность на основе мусульманского
фундаментализма и лозунгов священной войны (джихада) приобрела
международный характер. 11 сентября 2001 г. в США были совершены
масштабные террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Террористические акты религиозных экстремистов совершались и в России в
ходе войны в Чечне и после неё.
|