Мораль и религия — это две разные культурные системы. В очень давнем
прошлом верования в форме магии (колдовства) и культы человекоподобных
божеств охраняли порядок и добрые нравы в качестве покровителей того
или иного типа поведения или действия (плодородие, охота, сила,
красота). Этим богам не поклонялись. На них, наоборот, старались
воздействовать. Сакральное, т. е. потустороннее и неведомое, не имело
морального содержания. Чёрная и белая магия не имела оценочного
характера. Одновременно с этим складываются и этические нормы в виде,
например, древних обычаев гостеприимства, хорошего поведения (честь,
верность и др.). Эти нормы не имели религиозного содержания.
Однако есть система моральных норм, которые установлены и действуют на основе религии. Это и можно назвать религиозной моралью.
Мораль в религии выражается прежде всего в отношении к Богу, в
следовании религиозному закону как средству завоевания расположения
Бога. Все большие (или мировые) религии изначально были этическими
религиями, т. е. содержали идею спасения при условии следования
определённым предписанным нормам и правилам (божественным заповедям).
Мораль в религии обосновывается волей Бога. Религия также ввела в сферу
морали понятие тайны, связанное со стремлением её раскрыть, несмотря на
запреты.
Мораль и религия связаны по-разному в разные эпохи и в разных обществах.
Как пишут авторы современной «Энциклопедии религий», «несмотря на
существенные расхождения в истолковании мира разными религиями,
этические требования всех развитых религий весьма схожи. Это позволяет
предположить, что предлагаемые религиозной этикой поведенческие
стратегии отвечали уровню культурного развития многих поколений наших
предков и способствовали выживанию рода человеческого» (Энциклопедия
религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. —
М., 2008. — С. 1062).
Так, протестантская этика морально оправдывала дух
предпринимательства и развитие капитализма, но со временем она
оказалась ненужной. На смену религиозной моралистике пришёл утилитаризм,
т. е. мораль полезности и целесообразности. В современном обществе
«что такое хорошо и что такое плохо» уже не предписывается религией,
хотя религия может претендовать на то, чтобы говорить за всё общество.
Её моральные установки сохраняют своё важное место в обеспечении
общественной интеграции и порядка.
В современном обществе индивидуальная этика также отделяется от
религии. Тем не менее в эпоху глубоких перемен и кризисов религиозные
морально-этические нормы могут быть одной из важнейших опор в жизни
человека и общества. В России об этом часто напоминают иерархи Русской
православной церкви, а также лидеры других традиционных конфессий.
|