Вокруг
личности Лютера велось много ожесточенных споров. Одним он видится героем-исполином,
который почти в одиночку реформировал христианство, другим представляется
вероотступником. Но одно не вызывает сомнений — вера для него была жизнью и ничто
не имело значения, кроме послушания Богу, как он его ощущал в своем сердце.
Лютер
родился в 1483 году в немецком городе Эйслебене в семье крестьянина, который
позже сделался владельцем литейных мастерских. В молодые годы ему довелось
пережить сильное потрясение во время грозы — ему представилась смерть и ад.
Картина была настолько ужасающей, что Мартин тут же дал обещание святой Анне
пойти в монахи и через две недели поступил в августинский монастырь в Эрфурте.
Забота
о собственном спасении поглощала его мысли целиком. Он понимал, что счастлив
человек может быть только тогда, когда живет по воле Божией. Настоятель
заметил его мистические способности и рукоположил Лютера во священника. Во время
первой мессы Лютера переполнял благоговейный страх. Он не считал себя
достойным любви Бога.
В то
время молодых монахов учили, что для спасения достаточно совершать добрые дела
и каяться в грехах. Но Лютер, для которого вера была всепоглощающей страстью,
считал это недостаточным. Чувство собственной греховности мучило его, он
исповедовался часто, но уходя из исповедальни, вспоминал о каком-то грехе,
который не раскрыл перед Богом, и испытывал не облегчение, а отчаяние.
После
прохождения курса, включавшего в себя изучение Библии, Лютер получил степень
доктора богословия и был отправлен преподавателем во вновь открытый университет
в город Виттенберг. Готовясь к лекциям на библейские темы, он пришел к выводу,
что суд Божий не означает наказание грешников и что вера — дар благодати
грешникам. «Праведность» праведных принадлежит не им, а Богу. С этого момента
Писание обрело для него новый смысл.
В
1517 году папа Лев X (1513—1521), один из самых алчных и праздных, для поддержания
своей роскошной жизни прибегнул к крупномасштабной продаже индульгенций. Лютер
написал 95 тезисов против индульгенций и других нововведений, прибил их к дверям
виттенбергской церкви. Это произошло накануне Дня Всех Святых, Тезисы произвели
на массу людей огромное впечатление. С тех пор эта дата (31 октября 1517 года)
считается началом протестантской Реформации.
Папа
не раз предпринимал попытки уговорить Лютера отказаться от своих взглядов и
не полемизировать. Лютер обещал не поднимать споров, если его противники
поступят так же. В 1520 году папа издал буллу, в которой подверг Лютера
отлучению. Лютер ответил сочинением «Против буллы антихриста» и буллу папы
публично сжег. Папа проклял его и прибег к помощи новоизбранного германского
императора Карла V (1519—1556). Карл был человеком строго ортодоксальных
взглядов и не мог терпимо относиться к ереси. Он принял решение вызвать Лютера
на заседание имперского рейхстага, который должен был собраться в Вормсе в 1521
году.
В
Вормсе Лютер предстал перед императором и князьями Германской империи. Ему задали
вопрос: не хочет ли он отречься от взглядов, изложенных им в своих сочинениях?
Богословские диспуты обычно вели на латинском языке, и вопрос был задан на
латыни. Лютер ответил по-немецки: «Повесть моя подчиняется Слову Божьему. Я не
могу и не хочу отречься, ибо неправильно и небезопасно идти наперекор своей
совести. Да поможет мне Бог. Аминь».
Собор
осудил Лютера и решил выдать его императору для вынесения смертного приговора.
Друзья уговорили его скрыться в Варт- бургском замке. В течение года Лютер
переводил с греческого на немецкий Новый Завет и написал трактат, в котором
советовал монашествующим уходить из монастырей и вступать в брак. Пока Лютер
находился в укрытии, его друзья в Виттенберге продолжали дело Реформации.
Лютер
стал национальным героем. Но позже он отчасти утратил свое влияние из-за разрыва
с движением анабаптистов, утверждавших возможность вторичного крещения в
сознательном возрасте и проповедавших ниспровержение всех церковных и
гражданских порядков.
В
1524 году разразилось крестьянское восстание, носившее религиозную окраску,
хотя в основном крестьяне выдвинули политические и экономические требования, в
которых, как они говорили, руководствовались Писанием. Лютер не видел связи
между своим учением и восстанием, но крестьяне эту связь почувствовали. Лютер
пытался убедить восставших использовать мирные средства, но после их отказа
выступил сторонником жестоких мер для подавления восстания. Когда оно было
потоплено в крови, Лютер просил германских князей проявить милосердие, но его
не послушали. В ходе кровавых репрессий было убито более 100 тысяч крестьян.
Значительная часть оставшихся в живых, уверенная, что Лютер предал их, стала
анабаптистами.
В
1526 году в Шпеере состоялся собор, на котором было вынесено благоприятное для
Реформации решение: правитель каждого государства мог следовать вере, которую
признавал правильной. Но уже второй Шпееровский собор отменил в 1529 году это
решение, и тогда князья, исповедующие лютеранство, подали официальный
протест. После этого новое движение стали называть протестантизмом.
Лютер
написал «Краткий катехизис», описывающий основные положения веры, исповедуемой
им. С 1535 года в Виттенбергском университете начали готовить служителей для
лютеранских церквей. Это означало разрыв с Римом.
|