Распространение
христианства в средние века происходило в основном насильственным путем,
поэтому миссионерской — в библейском смысле слова — их деятельность назвать
нельзя. Мирная проповедь христианства имела место лишь в редких случаях. Чаще
всего при обращении неверующих использовались огонь и меч. Латинские миссионеры
проникали даже в те страны, где уже было распространено православие, и
пытались обратить исповедующих восточную веру в латинство.
Еще
во времена Константина I Великого акцент спасения человеческой души через
личное приятие Христа переместился на спасение, полученное человеком через
вхождение в Церковь Христову. Покорение язычников рассматривалось как основа
для последующей миссионерской деятельности под защитой светской власти.
Язычники тогда добровольно переходили в христианство.
Специально
для крестовых походов богословы разработали новые идеи. Они состояли в том,
что на войне, где одна сторона сражается за свет, а другая за тьму, можно
безнаказанно убивать. Более того, убийство язычника, еретика или отступника
заслуживает благословения Божия. Действия против них рассматривались не как
преследования, а как выражение любви. Простые люди, участники
крестовых
походов, с воодушевлением шли в бой, считая, что они распространяют истинную
веру среди мусульман или пытаются вернуть еретиков в лоно матери-церкви.
Приверженцами
ереси они считали катаров-альбигойцев. Катары отвергали церковные обряды и
таинства, во всем полагаясь на Дух Святой. Они вели высоконравственный образ
жизни, стараясь избегать греха и исполняя заповеди Нового Завета. Крест они
отвергали как орудие позорной казни, осуждали поклонение иконам, а папу
считали антихристом.
В
XII веке учение катаров стало широко распространяться на юге Франции, и Иннокентий III организовал против них крестовый поход. В
армию вступило множество разбойников, грабителей, убийц, которые по случаю
похода получали амнистию. Крестоносцы жестоко грабили страну и убивали людей,
не слишком вникая в их религиозные убеждения. На вопрос одного крестоносца,
как отличить катаров от католиков, римский легат ответил: «Убивайте всех
подряд. Господь на том свете различит своих».
Готовясь
к первому крестовому походу в Палестину, крестоносцы подвергли преследованиям
главным образом евреев, живших в Европе. Проходя через Францию и Германию, они
убивали и грабили еврейское население под предлогом, что хотят отомстить иудеям
за распятие Спасителя. Результатом этой установки стали опустошительные
погромы, смерть тысяч евреев и изгнание их из некоторых стран — Франции,
Англии и Испании.
Жестокими
способами христианство было распространено у прибалтийских славян, пруссов, в
Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, в Литве.
Во
время монголо-татарского нашествия в XIII веке в районе Китая и Индии действовали
миссионеры несторианского толка, изгнанные из Византии. В Китае благодаря
просветительской деятельности появились христианские церкви. Но христианские общины
на территории Азии действовали недолго.
Многие
церковные деятели понимали, что огнем и мечом распространить христианство
невозможно. С проповедью Евангелия был у египетского султана знаменитый Франциск Ассизский. Но мирная проповедь Христа была
исключением из правил.
Борьба
с внецерковными группами и еретиками привела к образованию особой организации
в рамках официальной церкви — инквизиции.
Богословское
оправдание преследования еретиков дал Блаженный Августин. Он считал необходимым
наказывать инакомыслящих для их же пользы. «Принуждение является спасительным
лекарством, — писал он, — не применять его — значит воздавать злом за зло. Если
мы видим врага, бегущего к пропасти в припадке безумия, не следует ли скорее
удержать его силой, нежели допустить упасть и погибнуть?» Таким образом,
практика борьбы с еретиками путем физической расправы стала считаться
выражением милосердия к ним.
В
1252 году папа
Иннокентий
IV разрешил пытку «без пролития крови» якобы для установления истины. Имена
свидетелей и доносчиков скрывались от обвиняемых. Доносчики
получали
от местных властей приличные субсидии за каждого выданного ими еретика, а
инквизиционный трибунал забирал себе имущество обвиняемого. Инквизиционные
суды сделались средством обогащения.
Скоро
инквизиция стала использоваться в политических или экономических целях или для
сведения личных счетов. Официально суду подлежали хулители веры, ведьмы,
колдуны, гадатели, чародеи, еретики, лица, защищающие или укрывающие еретиков
и другие подозреваемые в преступлениях против религии. Если обвиняемый
раскаивался до объявления приговора, инквизиторы могли наложить на него епитимью
(церковное наказание), конфисковать его имущество и освободить из-под стражи.
Если не раскаивался или его раскаяние не считалось инквизиторами искренним,
обвиняемого предавали суду светских властей, которые чаще всего приговаривали
его к смерти «без пролития крови», т. е. к сожжению на костре. Инквизиция во
Франции и Испании существовали до начала XIX века.
|