Важную
роль в Реформации сыграли изменения, происшедшие в Европе в XVI веке.
Благодаря великим географическим открытиям западные горизонты чрезвычайно
расширились. Старому свету стали известны богатейшие земли западного
полушария. Испания и Португалия захватили монополию в Южной и Центральной
Америке, Англия — Северной Америке. Путешествие на Дальний Восток становилось
обычным делом. Представление о Земле как о плоском диске, вокруг которого
вращаются Солнце и звезды, ушло в прошлое. Большие успехи были достигнуты в
медицине, математике и физике. С открытием новых земель и развитием техники
торговля сделалась уже не между городской, а интернациональной. Формирующееся
купечество и промышленники были недовольны тем, что огромные богатства
европейских государств перехватываются Римом.
Изобретение
книгопечатания сделало Библию и святоотеческую литературу доступной не только
богословам, но и широкому кругу духовенства и мирян. Приток византийских
ученых после падения Константинополя и возрождение интереса к художественному
наследию античного мира способствовали распространению научных знаний.
Повысился уровень образования. Люди по-новому взглянули на достижения культуры.
Среди западных богословов все больше распространялись мысли о необходимости
вернуться к истокам христианской веры и соответствующим обновлениям в
каждодневной практике церкви.
Однако
папскую власть идеалы эпохи Возрождения привлекали гораздо больше, чем
христианские идеи, С помощью войн, интриг, подкупов папы надеялись восстановить
славу Древнего Рима. Авторитет монастырей и священства стремительно падал. Все
это сопровождалось ухудшением материального положения народа. Хотя некоторые
монастыри и отдельные церковные деятели продолжали заниматься
благотворительностью, народ перестал считать церковь своей защитницей. Роскошь,
в которой жили прелаты, рассматривалась простым народом как предательство и
символ того, что христианской церковью завладел антихрист, и наступили
последние времена — апокалипсис. Начались крестьянские восстания.
Феодальная
система пришла в упадок. Во Франции, Англии и Испании установилась сильная
централизованная монархия, которая стремилась поставить под контроль прелатов и
монашеские ордена. Во многих странах, страдающих от феодальной разобщенности
или находящихся под иностранным владычеством, стало возрастать национальное
самосознание и жажда национальной независимости.
Мир
переходил к новым формам бытия. Первыми это ощутили реформаторы-гуманисты XVI
века, которых объединяла любовь к культуре древних. Они поддерживали друг с
другом активную связь через переписку и верили, что их совместные усилия
приведут к реформированию церкви. Вождем гуманистов стал Эразм Роттердамский
(1469—1536), незаконнорожденный сын священника из Нидерландов.
В
юности он закончил латинскую школу при «братстве общинной жизни», в которой
проповедовалось истинное благочестие. Кроме схоластического богословия Эразм
изучал Писания, раннюю христианскую литературу и произведения античных
писателей. Проникнувшись гуманистическими взглядами, он представлял
христианство как символ благонамеренной и уравновешенной жизни, а заповеди
Спасителя приравнивал к моральным устоям платоников и стоиков, подчинявших
чувства разуму. Этого можно достичь благодаря аскетической дисциплине и
участию истинного «воина Христова» в практической жизни. Для реформирования
церкви необходимо, чтобы все христиане подчинялись этой дисциплине и
отказались от языческих пороков.
Самым
важным в христианстве Эразм считал послушание и внутреннюю духовную жизнь. Обрядовая
сторона церкви и таинства имеют смысл только в том случае, если человек
внутренне чист. О таинстве крещения он писал: «Какая польза окроплять человека
святой водой снаружи, если он развращен внутри?»
Люди
должны развивать в себе внутреннее благочестие, считал Эразм, а церковь всячески
поощрять их в этом. Он призывал служителей церкви и мирян к большей простоте
жизни. Свои взгляды Эразм Роттердамский изложил в книге под названием
«Руководство христианского воина», а в сатире «Похвала глупости» высмеял нравы
и пороки современного ему общества.
Несмотря
на скромное происхождение, писатель-гуманист очень скоро завоевал уважение
многих людей. Его ученики работали секретарями и воспитателями при самых
могущественных дворах Европы.
Когда
началась Реформация и образовались противоборствующие лагеря, Эразм предпочел
не вмешиваться в бурно развивающийся конфликт между ними. Порвав с Мартином
Лютером, он не поддержал католиков в их борьбе против протестантов. Эразм продолжал
призывать к умеренности, к следованию древним добродетелям стоиков и платоников.
И католики, и протестанты в то время считали его отступником от Реформации. Но
когда прошли века и страсти улеглись, стало понятно, что Эразм Роттердамский
был человеком великого ума, исполненным самых благородных идеалов.
|