Святой
Игнатий, епископ Антиохии, ученик апостола Иоанна Богослова, руководил
антиохийской церковью при императоре Траяне. В 107 году Траян прибыл в
Антиохию. По случаю его приезда были устроены торжества. Христиане уклонились
от участия в празднествах, о чем было донесено Траяну. Император счел
виновным антиохийского епископа, приказал схватить его и отправить в Рим на
съедение зверям в цирке. Христиане Рима пытались ходатайствовать об
освобождении Игнатия, но старец отказался от их хлопот, предпочитая пострадать
за Христа.
Святой
Поликарп, епископ города Смирны, также был учеником Иоанна Богослова. Более
сорока лет он управлял смирнской церковью. Когда начались гонения при императоре
Марке Аврелии, паства уговорила своего епископа
скрыться в одном селении. Уступая мольбам близких, Поликарп удалился из Смирны.
Однажды во время молитвы ему было видение, что горит изголовье его постели. «Я
буду сожжен на костре», — сказал он друзьям. Скоро в место его укрытия явились
преследователи. Поликарп распорядился угостить их, а потом бодро пошел на
казнь. Разъяренная толпа ожидала епископа на площади. Старца привязали к
столбу и разожгли огонь. Но вместо пламени вокруг мученика распространилось
сияние. В воздухе разлилось благоухание ладана. Огонь никак не разгорался, и
один из палачей пронзил святого мечом, после чего тело его было сожжено.
Святой
Киприан, епископ Карфагена, происходил из знатного рода. Будучи в молодости
язычником, он мучительно искал путь к истине, который указал ему пресвитер
Цецилий. Киприан принял святое крещение, продал свое имение, раздал деньги
бедным и сделался христианским подвижником. Через два года его рукоположили в
епископы Карфагена. Во время гонений от Валериана язычники потребовали казни
карфагенского епископа. Святой Киприан был предуведомлен в видении о времени и
образе своей кончины. В 258 году он был обезглавлен.
Святой
Лаврентий, архидиакон римской церкви, пострадал за веру в 261 году. Римский
префект, которому донесли, что Лаврентий собрал большие сокровища в храме,
потребовал их выдачи. Спустя три дня Лаврентий привел на двор префекта бедных,
которые получали пособия от церкви. Указав на них префекту, он сказал: «Вот
сокровища нашей церкви». Взбешенный префект приговорил бесстрашного
священнослужителя к мучительной казни. Он приказал привязать святого к железной
решетке и развести под нею огонь. Ни единого стона не сорвалось с уст
страдальца. Спустя несколько минут он спокойно произнес: «Испеклось уже; пора
перевернуть» — и, помолившись о своих мучителях, отошел к Господу.
Святая
мученица София воспитала трех своих дочерей — Веру, Надежду и Любовь — в
крепкой христианской вере. Император Адриан приказал привести их к себе во
дворец и попытаться отговорить от веры в Христа Спасителя. София и ее дочери,
старшей из которых было двенадцать лет, не поддались уговорам императора
отказаться от Господа.
Девочек
жестоко терзали на глазах матери, а потом обезглавили. Софию Адриан отпустил.
Она похоронила своих дочерей и на их могиле скончалась.
Святая
Анастасия была дочерью богатого римлянина-язычника. Мать ее, будучи христианкой,
воспитала дочь в твердой вере. Анастасия испытывала сострадание ко всем бедным
и страждущим, особенно к содержащимся в узах. Когда мать ее скончалась, отец
приказал девушке выйти замуж за богача. Муж боялся, что она
раздаст бедным все его имущество и, чтобы этого не произошло, запер Анастасию в
доме. По кончине мужа святая стала ходить из города в город, раздавала деньги
темничным стражам, чтобы они по мере возможности облегчали участь заключенным,
приносила узникам пищу и одежду. За это Анастасию прозвали Узорешительница. В
304 году ее саму заточили в темницу. Правитель пытался склонить Анастасию
отречься от веры, но она отказалась. Ее приговорили к сожжению на костре, но
прежде чем разгорелось пламя, святая предала душу Богу.
Святая
великомученица
Екатерина» дочь
знатных родителей, обладала необычайной мудростью и красотой. Отец и мать
желали вы- дать ее замуж, но девушка говорила, что согласится назвать своим
мужем того, кто окажется ей равным по красоте и учености. Один праведный
пустынник сказал ей, что знает отрока, который во всем превосходит ее, и с
этими словами подарил девушке икону Божией Матери с Богомладенцем на руках. После
этого во сне Екатерина увидела Царицу Небесную в окружении ангелов с Младенцем
на руках, от которого исходило сияние. Но Богомладенец отворачивал от девушки
Свой лик. Тогда Пресвятая Дева попросила Сына сказать девице, что она должна
сделать, чтобы удостоиться увидеть Его лик. «Пусть идет к старцу, и он наставит
ее в истине», — ответил Младенец. Пораженная сном, девушка отправилась к
старцу, и он изъяснил ей истинную веру. Екатерина вернулась домой и в ту же
ночь увидела во сне Богомладенца, который надел ей на палец перстень и сказал,
чтобы она не искала жениха земного. В то время соправитель Диоклетиана царь
Максимиан устроил торжества. Екатерина отважно отправилась к царю и упрекнула
его в поклонении идолам. Максимиан заключил девушку в тюрьму. Но, пораженный
ее красотой, он решил созвать мудрецов, чтобы они разубедили Екатерину.
Состоялся диспут, из которого мудрая дева вышла победительницей. Царь велел
привязать девушку к колесу с острыми зубьями, но едва началась пытка, как
невидимая сила сокрушила колесо. На другой день Екатерину казнили.
Святая
великомученица
Варвара была дочерью
финикийского вельможи Диоскора. Она жила в башне, построенной отцом, со своей
наставницей и несколькими служанками. Однажды Варвара загляделась на дивный вид,
открывавшийся с высоты башни, и спросила наставницу: «Кто сотворил все это?» —
«Наши боги», — отвечала женщина. Поразмыслив, Варвара пришла к выводу, что
видимый мир мог создать только единый Творец. Как только она подумала об этом,
благодать осенила ее душу. Девушка пожелала узнать об истинном Боге. Общение
с христианами помогли Варваре принять крещение. Узнав об этом, ее отец страшно
разгневался и предал дочь правителю. Тот уговаривал девушку покориться отцу, а
когда она отказалась, отдал ее мучителям. Святая Варвара стойко переносила
страдания. Ей вынесли смертный приговор, и отец сам отсек святой голову.
Мужественное
исповедание своей веры святыми мучениками, их неустрашимость способствовали
распространению христианства повсюду. Мученичество стало победой христиан
надо всем, что противостояло Царству Божию, торжеством над преследователями и
над язычеством.