Жан
Кальвин принадлежит ко второму поколению протестантов. Он является личностью,
решившей задачу окончательной организации нового религиозного общества.
Кальвин
родился на севере Франции в Нойоне в 1509 году, когда Лютер уже читал свои
первые лекции в Виттенбергском университете. Отец его будучи юристом дал сыну
блестящее образование, подготавливая его к карьере духовника.
Учебу
Кальвин начал в Париже, где ознакомился с гуманистическими теориями,
философией и схоластическим богословием. Там же он получил представление об
учениях Яна Гуса и Лютера, но их теории не произвели на Жана впечатления.
Позже он признался: «Я упорно цеплялся за папские предрассудки». В
университетах Орлеана и Буржа он изучил греческий язык и право.
Вернувшись
в Нойен в 1534 году, Кальвин отказался от церковной должности, которая могла
приносить ему хороший доход, и посвятил себя литературным и богословским трудам,
поддерживая отношения с протестантами. В это время придерживающийся монархических
взглядов король Франциск I (1515—1547) стал преследовать протестантов, Кальвин
был вынужден покинуть Францию и укрыться в Швейцарии, в протестантском городе
Базеле.
Здесь
написан его первый богословский трактат, в котором он изложил основы христианской
веры с протестантской точки зрения, назвав его «Наставлениями в христианской
вере». В 1536 году вышла книга «Наставлений», состоявшая из шести глав. В
первых четырех Кальвин рассматривал вопросы о Символе веры, молитве Господней
и таинствах, в двух последних подвергались критике «ложные таинства» Рима и
говорилось о христианской свободе.
Пребывание
Кальвина в Женеве связано с распространением реформаторского учения. Очень
скоро он стал главной фигурой в религиозной жизни города. Однако разногласия с
городским советом по вопросам церковного управления привели к тому, что в 1538
году он был изгнан из Женевы.
Изгнание
дало Кальвину возможность снова вернуться к мирным трудам ученого. Он
поселился в Страсбурге, стал заниматься переводами на французский язык псалмов
и гимнов, которые пелись в обществе французских изгнанников, издал свои
комментарии к «Посланию к Римлянам» апостола Павла. Там же он женился на вдове,
с которой счастливо прожил более десяти лет, до ее смерти.
В
1541 году женевские власти снова пригласили его в город. Кальвин подготовил несколько
церковных постановлений, которыми управление церкви в Женеве передавалось
консистории, состоявшей из пяти пасторов и
двенадцати
«старейшин»-мирян. Благодаря авторитету Кальвина консистория считалась с его
рекомендациями подчинить жизнь граждан высоким христианским нормам, что нравилось
далеко не всем женевцам. Женева, по его мысли, должна была стать прообразом
«града Божьего».
Кальвин
не любил католиков, но особую ненависть вызывали у него свободомыслящие.
Таковым был испанский врач Мигель Сервет, автор нескольких богословских трактатов,
в которых он мыслил о Троице не ортодоксально, считая, что Иисус не равен
Отцу. Кальвин донес на него французской инквизиции, однако Сервет успел бежать
из Франции. Путь его лежал в Италию, но по неосторожности он остановился в
Женеве, где был схвачен. Кальвин заявил, что покинет Женеву, если Сервет не
будет казнен. Он писал: «Я не отрицаю, что Сервет был схвачен по моему указанию,
чтобы дать отчет за свои злодеяния», — имея в виду богословские разномыслия.
Сервет был сожжен на костре.
Кальвин
преобразил Женеву так, что один из его последователей считал город самой «совершенной
школой Христа, которая только существовала, с апостольских времен». Религиозно-нравственная
жизнь горожан была подчинена строгим требованиям. За каждый проступок
устанавливалось наказание. Например, за танцы или игру в карты отлучали от
участия в Вечери Господней, за прелюбодеяние
или
богохульство предавали телесным наказаниям или смерти. В 1545 году муж и жена,
приговоренные к сожжению на костре за то, что «сеяли в народе чуму», радостно
шли на казнь и благодарили Бога и Кальвина за то, что «будут избавлены
временной смертью от вечной». Женева стала центром Реформации.
В
1559 году благодаря стараниям Кальвина открылась Женевская академия. Оппозиционные
партии Кальвину удалось уничтожить. Он изгнал из церкви все, что напоминало о
католичестве — кресты, иконы и престолы. Богослужение ограничивалось
проповедью, чтением молитв и пением псалмов. Таинство крещения совершалось
окроплением водой без крестного знамения, таинство причащения — в виде преломления
хлеба каждым присутствующим.
Кальвин
умер в 1564 году. Основанное им учение называется кальвинизмом. Из Женевы
протестантизм распространился во Францию, Германию, Голландию и Англию.
|