Первые
христианские общины славились своей нравственной чистотой и братолюбием.
Творить любовь для них означало укрепляться в Господе и делать добро бедным и
скорбящим.
Язычники
вряд ли знали братскую любовь. Они преследовали свои личные цели, тем самым
попирая права и достоинство других. Христиане же не только жили в любви друг к
другу, заповеданной Спасителям, но и с любовью относились к язычникам, видя в
каждом человеке образ Божий. Чистота и святость их жизни, подвижничество
многих христиан поражали языческое общество.
Первоначальная
Церковь дала многих подвижников, которые ради любви к Христу принимали обет
безбрачия и аскетизма, отказывались от своего имущества, раздавая его бедным,
проводили много времени в посте и молитве. Таких христиан, стремившихся возвысить
свой дух над плотью, называли аскетами.
Иудейству и
язычеству тоже было известно ограничение чувств и потребностей, но там аскеза
основывалась на том, что материя считалась источником зла. В христианстве материя
не отождествлялась со злом. Подвижническая жизнь была свободным выбором
христианина.
В конце III
века люди, стремившиеся проводить подвижническую жизнь, стали удаляться от
мира и его соблазнов в пустыни, где было более удобно заниматься постом, молитвой и
богомыслием. Таких аскетов стали называть монахами (монос — один).
Из великого
сонма аскетов особенно замечательным был Павел Фивейский. Родился он и провел
пустынническую жизнь в Фиваиде, египетской стране. Нелады с родственниками
из-за отцовского наследства и начавшиеся гонения на христиан побудили
пятнадцатилетнего юношу удалиться из мира в скудную пустыню, где он провел
около девяноста лет. Павел поселился в пещере. Там был источник воды. Рядом
росли финиковые пальмы, дававшие ему пищу и одежду. Ворон по воле Божией
каждый день приносил ему полхлеба.
В конце
подвижнической жизни Павла Фивейского посетил преподобный Антоний Великий,
организатор монашества, также подвизавшийся в этой пустыне. Произошло это
следующим образом. Как-то Антоний подумал, что в этой дикой пустыне вряд ли
найдется еще один такой же подвижник, как он, и услышал голос: «Антоний, есть
раб Божий, который совершенней тебя и прежде тебя поселился здесь, в пустыне.
Иди в глубину ее и там найдешь сего раба». Антоний тронулся в путь. Он нашел
пещеру, где подвизался старец. Оба они назвали друг друга по имени, обнялись,
поцеловались и долго беседовали. Вскоре преподобный Павел скончался, стоя на
молитве. Антоний Великий видел, как душа его, окруженная ангелами, поднималась
к небу. Он снова пришел к пещере, нашел тело усопшего Павла и похоронил его.
Одежду Павла из финиковых листьев преподобный Антоний унес с собой. Он очень
дорожил этой святыней и надевал ее два раза в год — на праздники Пасхи и Троицы.
|