В разделе материалов: 451 Показано материалов: 61-90 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 15 16 » |
В новых городах, раньше всего
явились писаные законы. Для городов Италии и Сицилии их писали мудрецы
Залевк и Харонд, такие полусказочные, что сами греки их часто путали.
Потом уже появились в Афинах законы Дракона, в Митиленах законы Питтака и
т.д. |
Самым мудрым из законодателей этого времени считался афинянин Солон. Он был не только мудрец, но и воин и поэт.
Первую свою славу он приобрел вот как. Афины вели войну с Мегарою за
остров Саламин. Афиняне потерпели такое поражение, что в отчаянии
собрались и постановили... |
На стенах дельфийского храма было написано
семь коротких изречений — уроков жизненной мудрости. Они гласили:
«Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера — важнее всего»; «Всему
свое время»; «Главное в жизни — конец»; «В многолюдстве нет добра»;
«Ручайся только за себя». |
У писателя Плутарха есть сочинение под
заглавием «Пир семи мудрецов». Там описывается, как однажды Периандр,
управлявший Коринфом, созвал у себя всех мудрецов и других ученых мужей,
как они угощались и вели между собою умные речи. |
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что
все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в
течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и
ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. |
«Закон — это мера», — говорили греки, и
повторяем мы. Но ведь у слова «мера» есть и прямое значение — единица
измерения. Греки его не забывали и даже, как мы помним, называли, кто у
них первый завел точные меры, вес и монету: аргосский царь Фидон. |
По-гречески «закон» будет «номос». Слово
это многозначно, и одно из его значений неожиданно. Оно значит:
«музыкальное произведение строгой формы». Почему? Потому что для грека
музыка была самым совершенным выражением порядка. Когда все звуки
согласованы со всеми, они звучат прекрасно; когда хоть один выбивается
из согласия — вся гармония гибнет. |
Благо было тем городам, в которых закону
удавалось примирить народ и знать! Но случалось это редко. То тут, то
там вспыхивали усобицы, дело доходило до оружия, и пощады не было
никому. В городе Милете народ выгнал аристократов, а детей их бросил на
ток и растоптал бычьими копытами. |
Самыми знаменитыми тиранами этой поры были
Кипсел с Периандром в Коринфе, Поликрат на Самосе и Писистрат с
сыновьями в Афинах. Но прежде чем рассказывать о них, нужно рассказать о
Килоне, которому так и не удалось стать тираном. |
На перешейке между средней и южной Грецией,
между двух морей стоял город Коринф с гаванями на обоих морях. Крепость
его возносилась на неприступной скале так высоко, что с нее можно было
видеть с одной стороны Афины за широким проливом, с другой — Парнас над
дальними Дельфами. |
Остров Самос, где спаслись триста пленников
тирана Периандра, лежит у берега Ионии напротив Милета. Он красив и
богат. Три самые большие постройки, какие были у греков, находились на
Самосе. Первая — храм Геры, величайший из греческих храмов. |
Греки любили составлять списки
знаменитостей. Великих эпиков было двое: Гомер и Гесиод; великих
трагиков трое: Эсхил, Софокл и Еврипид; великих ораторов десятеро, и
перечислять мы их сейчас не будем; чудес света семь, с ними мы еще
встретимся. А великих лириков, преемников Терпандра и Ариона? |
Попробуйте представить себе страшную
картину: во всем мире вдруг исчезли все издания сочинений Пушкина. И
собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, и недавние — все до
одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество без Пушкина? |
В Афинах явилось новое зрелище: трагедия.
Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога
Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в
лицах мифы о героях. |
Тираны
не удерживались у власти дольше двух поколений. Тот, кто захватывал
власть при поддержке народа, обычно пользовался этой поддержкой и
дальше; но дети его, получившие власть по наследству, такой поддержки
уже не имели. Знать их ненавидела, а народ к ним был равнодушен. |
Когда семеро мудрецов изрекали свои правила
поведения, им не нужно было придумывать что-то новое: все эти мысли
давно были выношены народной мудростью, им оставалось лишь высказать их
коротко и ярко. |
Пифагор был великим математиком и мудрецом, но этого ему было мало. Он хотел быть пророком и полубогом. |
У вас, вероятно, уже зарябило в глазах от
множества греческих имен: все разные и все похожие. Как бы в них не
запутаться? Поэтому — два слова о том, что эти имена значат. |
При Гомере греки представляли себе Землю
большим кругом, по краю которого течет Океан — не море-океан, а
река-океан, граница вселенной. В середине этого круга находились Дельфы,
вокруг них — Греция, рядом — Эгейское море, а дальше — неведомые
пространства, по которым много лет скитался Одиссей. |
Персия была не первым царством,
объединившим в опасную силу весь Восток. До Персии была Ассирия, и ее
царство держалось тридцать поколений — от Семирамиды до Сарданапала. И о
той и о другом рассказывались легенды. |
Мидяне, сокрушившие ассирийскую власть,
жили в нагорьях, что высятся над долиной Тигра и Евфрата. Земли эти были
просторные, но бедные, и на все царство был только один город —
Экбатаны, окруженный семью стенами семи цветов: белой, черной, красной,
синей, желтой, серебряной и золотой. |
С лидийским царем Крезом, самым богатым
человеком на свете, мы уже встречались в этой книге: это он варил
черепаху, чтобы испытать дельфийский оракул. Он был добр, тщеславен и
считал себя самым счастливым человеком на земле. |
Когда Кир погиб, царствовать стал его сын
Камбис. Он решил пойти войною на Египет — самую древнюю и самую
удивительную страну на свете. |
Семь месяцев царствовал над персами
самозванец, и никто не оспаривал его власти. Правил он так, как когда-то
ассирийские цари: не выходя из своих палат, чтобы его не узнали. |
Скифы жили в степи над Черным морем. Было
их четыре племени: скифы-пахари, которые сеют хлеб и едят хлеб;
скифы-земледельцы, которые сеют хлеб, но не едят, а продают;
скифы-кочевники, которые не сеют хлеба, а разводят скот; и царские
скифы, которые властвуют над всеми. |
Греки глядели на поределое, усталое,
оборванное персидское войско, возвращавшееся через Дунай, и думали:
«Настало время вернуть себе свободу». Прошло немного лет, и в Ионии
началось восстание против персов. |
Марафон был только пробой сил. Настоящее
испытание наступило десять лет спустя, когда на Грецию двинулся сын
Дария — Ксеркс. Историю этого похода пересказывали как сказку. |
Персы заняли среднюю Грецию. Дельфийские
жрецы их приветствовали, фиванские старейшины открыли им ворота.
Спартанцы достраивали стену на Коринфском перешейке и не хотели выходить
ни на шаг. |
Героем Саламина был афинский вождь
Фемистокл, героем Платеи — спартанский царь Павсаний. Это им больше
всего были обязаны греки победой. Но прошло десять лет — и оба они стали
изменниками и врагами народа. |
Фемистокл и Павсаний погибли, потому что
нарушили закон и меру греческой жизни. О них вспоминали с уважением, но и
с тревогой. А рядом с ними в числе основателей греческого могущества
стоял третий — живое воплощение и закона, и меры. |
|