С лидийским царем Крезом, самым богатым
человеком на свете, мы уже встречались в этой книге: это он варил
черепаху, чтобы испытать дельфийский оракул. Он был добр, тщеславен и
считал себя самым счастливым человеком на земле.
Однажды в гости к нему приехал знаменитый
Солон Афинский. Крез устроил ему пышный пир, показал все свои богатства,
а потом спросил его: «Друг Солон, ты мудр, ты объездил полсвета; скажи:
кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?»
Солон ответил: «Афинянина Телла». Крез
удивился: «А кто это такой?» Солон сказал: «Простой афинский гражданин.
Но он видел, что родина его процветает, что дети и внуки его — хорошие
люди, что добра у него достаточно, чтобы жить безбедно, а умер он
смертью храбрых в таком бою, где его сограждане одержали победу. Разве
не в этом счастье?»
Тогда Крез спросил: «Ну а после него кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?»
Солон ответил: «Аргосцев Клеобиса и
Битона. Это были два молодых силача, сыновья жрицы богини Геры. На
торжественном празднике их мать должна была подъехать к храму в повозке,
запряженной быками. Быков вовремя не нашли, а праздник уже начинался;
тогда Клеобис и Битон сами впряглись в повозку и везли ее восемь верст
до самого храма. Народ прославлял мать за таких детей, а мать молила для
них у богов самого лучшего счастья. И боги послали им это счастье:
ночью после праздника они мирно заснули в этом храме и во сне
скончались. Совершить лучшее дело в своей жизни и умереть — разве это не
счастье?»
Тогда раздосадованный Крез спросил прямо: «Скажи, Солон, а мое счастье ты ни во что не ставишь?»
Солон ответил: «Я вижу, царь, что вчера ты
был счастлив и сегодня счастлив, но будешь ли ты счастлив завтра? Если
ты хочешь услышать мудрый совет, вот он: никакого человека не называй
счастливым, пока он жив. Ибо счастье переменчиво, а в году 365 дней, а в
жизни человеческой, считая ее за семьдесят лет, 25 550 дней, кроме
високосных, и ни один из этих дней не похож на другой».
Но этот мудрый совет не пришелся по душе Крезу, и он предпочел его забыть. Однако прошло немного лет, и он его вспомнил.
Мы уже рассказывали, как царь Крез
заручился двусмысленным предсказанием дельфийского оракула: «Крез,
перейдя через Галис, разрушит великое царство» — и пошел на Персию. Было
два сражения, и в обоих Крез был разбит. У него была хорошая конница,
на которую он очень надеялся. Но Кир выставил против этой конницы своих
верблюдов; от необычного вида и запаха диковинных зверей кони
шарахнулись, всадники растерялись, и войско Креза обратилось в бегство.
Кир осадил Креза в его Сардах. Город был
взят. Пленного Креза в цепях привели пред лицо Кира. Кир приказал сжечь
его заживо на костре. Сложили большой костер, Креза привязали к столбу,
мидийские воины с факелами уже нагибались, чтобы поджечь костер с
четырех сторон. Крез подумал о своем былом счастье, о своем нынешнем
несчастье, глубоко вздохнул и воскликнул: «Ах, Солон, Солон, Солон!»
«Что говоришь ты?» — спросил его Кир. «Я
говорю о человеке, которому следовало бы сказать всем царям то, что он
сказал мне», — ответил Крез. Кир стал его расспрашивать, и Крез
рассказал ему о мудром совете: никакого человека не называть счастливым,
пока он жив. Кир смутился. Он подумал, что вчера Крез был могуч, а
сегодня — на краю гибели; он подумал, что сам он сегодня могуч, а что с
ним будет завтра — неведомо; и он приказал свести Креза с костра,
развязать, одеть в богатые одежды, а потом посадил рядом с собой и
сказал ему: «Будь, прошу, моим другом и советником».
«Тогда позволь мне дать тебе два первых
моих совета», — сказал Крез. Кир позволил. Крез сказал: «Посмотри, твои
воины разоряют город. Ты думаешь, мой город? Нет, не мой, а твой —
потому что у меня уже нет ни города, ни царства. Если хочешь сделать
умное дело — останови их». Кир подумал и послушался. «А вот второй
совет, — сказал Крез. — Если ты хочешь, чтобы лидийцы были тебе покорны и
не бунтовали, сделай вот что: оставь им богатства и отбери у них
оружие. Пройдет лишь одно поколение, и они настолько изнежатся в
богатстве и роскоши, что никогда никому не будут опасны». Кир подумал и
послушался. Вот как в самую трудную минуту царь Крез сумел спасти и свой
город, и свой народ.
А спасти царя Кира он не смог: видно,
каждый учится разуму не на чужом, а лишь на собственном опыте. Кир пошел
войной на закаспийское племя массагетов, которые не сеют и не жнут,
едят только мясо и рыбу, а молятся только солнцу. Массагетская царица
Томирида послала сказать Киру: «Зачем ты хочешь войны, Кир? Царствуй над
своим царством и не мешай нам царствовать над нашим. Если же ты
упорствуешь, то, клянусь, я заставлю тебя вдоволь напиться крови, хоть
ты и ненасытен». Но Кир решил, что если он был счастлив вчера, то будет
счастлив и завтра, — и ошибся. Произошла битва, массагеты одолели, все
персидское войско полегло, а мертвому Киру Томирида приказала отрубить
голову, бросила ее в кожаный мешок, наполненный человеческой кровью, и
сказала: «Пей досыта, кровожадный Кир!»
Так погиб царь Кир, основатель Персидского царства. |