Пифия недаром сказала когда-то Кипселу:
Благословен, о Кипсел, ты и дети твои, но не внуки. Тираны
не удерживались у власти дольше двух поколений. Тот, кто захватывал
власть при поддержке народа, обычно пользовался этой поддержкой и
дальше; но дети его, получившие власть по наследству, такой поддержки
уже не имели. Знать их ненавидела, а народ к ним был равнодушен. Он уже
получил от них все вольности, какие мог, и не собирался их отдавать.
После смерти Писистрата править Афинами
стали два его сына: Гиппий и Гиппарх. Они твердо держались обычаев отца:
граждан не обижали и не обирали, город украшали постройками,
празднества для народа справляли с великой пышностью. Но чувствовалось,
что их не любят, и вскоре это стало явным.
В Афинах жили два друга: Гармодий и
Аристогитон. Тиран Гиппарх влюбился в сестру Гармодия и преследовал ее,
уговаривая стать его любовницей. Девушка отвергла тирана. Гиппарх не
простил ей этого: когда в Афинах был праздник и девушки лучших семейств
должны были идти с корзинами на головах в торжественной процессии к
храму Афины, Гиппарх запретил сестре Гармодия участвовать в этом
шествии, заявив, что она недостойна такой чести.
Гармодий решил отомстить за унижение
сестры. В заговоре с ним было лишь несколько человек, среди них — одна
женщина, по имени Леэна. Приближался праздник Панафиней, когда юноши
должны участвовать в процессии с щитами и копьями в руках. Заговорщики
явились на этот праздник и с мечами, скрыв их ветками мирного мирта.
Здесь Гармодий и Аристогитон бросились на Гиппарха и убили его. Но
Гиппий спасся. Началась расправа. Заговорщиков жестоко пытали, выведывая
имена соучастников. Тверже всех держалась женщина, Леэна. Чтобы не
заговорить под пытками, она сама откусила себе язык: Аристогитон
поступил иначе: на допросе он назвал своими соучастниками всех лучших
друзей тиранов, чтобы Гиппий их погубил и остался одинок.
Все заговорщики погибли. Афиняне потом
чтили их как героев. О Гармодии и Аристогитоне сложили песню и на
городской площади воздвигли им памятник. Это был первый памятник не
богу, не мифическому герою, не олимпийскому победителю, а гражданам,
совершившим подвиг на благо отечества. А в честь Леэны, чье имя значит
«львица», была поставлена бронзовая статуя львицы, у которой в раскрытой
пасти не было языка.
Гиппий, лишившись брата, стал подозрителен и
суров. До сих пор его не любили — теперь стали ненавидеть. И на это
тотчас откликнулись вечные враги Писистратова рода — изгнанники
Алкмеониды.
Золото их предка Алкмеона очень пригодилось
им на чужбине. В Дельфах случился пожар и сгорел знаменитый храм.
Алкмеониды явились в Дельфы и подрядились за свой счет выстроить новый
храм. Обещали храм из известняка, а выстроили из мрамора, не в пример
богаче и красивее прежнего. Дельфийские жрецы не могли прийти в себя от
восторга. Не приходится удивляться, что после этого какое бы государство
ни присылало к оракулу послов, все они получали от пифии один и тот же
ответ: «Помогите Алкмеонидам изгнать тиранов из Афин, и тогда во всем
вам будет удача».
Получали такой ответ и спартанцы, к тому же
не раз и не два. Наконец им это надоело. Они уже подавили тиранию и в
Сикионе, и в Коринфе; теперь спартанский царь осадил Гиппия в афинском
акрополе. Случилось так, что два сына Гиппия, пытаясь проскользнуть из
акрополя и спастись, попались в руки осаждающих. Отцу пришлось вступить в
переговоры. Ему вернули сыновей, а он сдал акрополь и удалился в
изгнание за море — в Персию. Здесь он ждал случая восстановить в Афинах
свою власть. Мы еще встретимся с ним.
Навести порядок в Афинах взялся сын Мегакла
Алкмеонида Клисфен. И он это сделал. У власти вновь встало народное
собрание; во главе его вместо прежнего «совета четырехсот» стал новый —
«совет пятисот», а выборы в него были устроены так, что простой народ
всегда имел перевес над знатью.
Царство произвола кончилось, царство закона
восстановилось. Но закон, как все убедились, тоже можно было понимать
по-разному. «Равнозаконие!» — говорили поборники народа. «Благозаконие!»
— говорили поборники знати. Борьба будет еще долгой, но сейчас перевес
был на стороне «равнозакония». В песне в честь тираноборцев пелось:
Буду меч я носить под веткой мирта, Как Гармодий и как Аристогитон, Когда пал тиран, ими сражен, И процвело в стране равнозаконие. |