Пифагор был великим математиком и мудрецом, но этого ему было мало. Он хотел быть пророком и полубогом.
О нем рассказывали чудеса. Белый орел
слетал к нему с неба и позволял себя гладить. Переходя вброд реку Сирис,
он сказал: «Здравствуй, Сирис!» И все слышали, как река прошумела в
ответ: «Здравствуй, Пифагор!» В один и тот же полдень его видели в
городе Кротоне и в городе Метапонте, хотя между Кротоном и Метапонтом —
неделя пути. Он говорил: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества».
Он разговаривал с медведицей, и медведица с тех пор не трогала ничего
живого; он разговаривал с быком, и бык с тех пор не касался бобов.
Однажды на берегу моря он увидел рыбаков, которые, надсаживаясь, тянули
тяжелую сеть; он им сказал: «В сети будет пятьсот восемнадцать рыб». Так
и оказалось, и пока рыб пересчитывали на сухом песке, ни одна из них не
издохла.
Он говорил, что после смерти душа человека
переселяется в новое тело и начинает новую жизнь. Например, его душа
была когда-то душою Эталида, сына Гермеса. Гермес предложил сыну на
выбор любой дар, кроме бессмертия. Эталид выбрал память о прошлых жизнях
своей души. Поэтому Пифагор помнил, что после Эталида он был троянцем
Евфорбом, которого ранил Менелай; потом — милетцем Гермотимом, который
когда-то узнал щит Менелая среди полусгнивших щитов на стене храма
Аполлона; потом — Пирром, рыбаком с острова Делоса; и наконец стал
Пифагором.
Самое известное из открытий Пифагора — это,
конечно, теорема о том, что в треугольнике квадрат гипотенузы равен
сумме квадратов катетов. Повод для этого открытия был самый
прозаический. Нужно было решить задачу, с которой сталкивается любой
землемер или строитель: как по данному квадрату построить квадрат, вдвое
больший? Пифагор решил ее: нужно провести через данный квадрат
диагональ и построить на ней квадрат, и он будет вдвое больше данного. А
потом, разглядывая свой чертеж, он достиг и более общей формулировки
теоремы. После этого он объявил, что сами боги подсказали ему это
решение, и принес богам самую щедрую жертву, какую знало греческое
благочестие, — гекатомбу, стадо из ста голов скота.
У Пифагора было много учеников. Их учение
продолжалось пятнадцать лет. Первые пять лет ученик должен был молчать:
это приучало его к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли
только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними
ночью и из-за занавеси. Только последние пять лет ученики могли
беседовать с учителем лицом к лицу. Наставления Пифагора начинались
словами: «Самое священное на свете — лист мальвы, самое мудрое — число, а
после него — тот из людей, кто дал всем вещам имена».
Когда его ученики просыпались по утрам, они должны были произносить такие два стиха:
Прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, Думой раскинь, какие дела тебе день приготовил. А отходя ко сну — такие три стиха:
Не допускай ленивого сна на усталые очи, Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? чего я не сделал? и что мне осталось? Пифагор
говорил: «Главное — это отгонять от тела болезнь, от души — невежество,
от утробы — сластолюбие, от государства — мятеж, от семьи — раздор,
отовсюду — нарушение меры».
И еще: «Боги дали людям две благодати: говорить правду и делать добро».
Как и семь мудрецов, он давал наставления о
том, как надо жить. Но у мудрецов все было сказано кратко и ясно, а
Пифагор нарочно говорил загадочно и иносказательно. Что, например, могут
значить такие заветы: «Не разгребай огонь ножом», «Не ходи по
качающемуся бревну», «Не наступай на обрезки волос и ногтей», «Помогай
ношу взваливать, а не сваливать», «Что упало, не поднимай», «Не
разламывай хлеба надвое»? И даже: «Обувай первой правую ногу, а мой
левую», «Не оставляй след горшка на золе» — и так далее, и так далее.
Некоторые отгадки сохранились. «Не
разгребай огонь ножом» — это значит: человека вспыльчивого и надменного
резкими словами не задевай. «Помогай ношу взваливать, а не сваливать» —
поощряй людей не к праздности, а к добродетели и к труду. «Что упало, не
поднимай» — перед смертью не цепляйся за жизнь. «Не разламывай хлеба
надвое» — не разрушай дружбы. «Через весы не шагай» — соблюдай меру во
всем. «Венка не обрывай» — не нарушай законов, ибо законы — это венец
государства. «Не ешь сердца» — не удручай себя горем. «По торной дороге
не ходи» — следуй не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих.
Самое же знаменитое его требование было —
не есть бобов. Объяснений ему (и в древности, и в новое время)
приводилось очень много: и потому-де, что это слишком насыщенная белками
пища, и потому, что с виду они похожи на аидовы врата, и потому, что
они состоят из двух половинок, точно так же, как человек, у которого
всего по два: и рук, и ног, и так далее, и даже «потому, что они
подобнее всего человеческому составу, и если во время цветения бобов
взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закопать в
землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в
нем окажется человеческая голова». Не думаю, чтобы кто-нибудь в Греции
проверял эти опыты.
Из-за бобов Пифагор и погиб. Он жил в
городе Кротоне в Италии, знать его почитала и училась у него, а народ
ненавидел. Против Пифагора и его учеников вспыхнуло восстание. Пифагор
бежал, за ним гнались. Впереди было поле, засеянное бобами. Пифагор
остановился: «Лучше погибнуть, чем потоптать бобы». Здесь его и убили.
Почему же Пифагор и его ученики так много
занимались математикой? Почему потом Платон, многое перенявший от
пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «Не знающим геометрии вход
воспрещен»? Потому что знание математики более всего приближает человека
к богам. Чем? Тем, что даже бог не может сделать, например, чтобы
дважды два не равнялось четырем, а сумма квадратов катетов — квадрату
гипотенузы. Если есть в мире законы, которым повинуется все на свете — и
люди, и боги, то это прежде всего законы математические. Кто знает
математику, тот знает то, что выше бога. |