В разделе материалов: 451 Показано материалов: 91-120 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 15 16 » |
Почему, отбив персов, спартанцы через год
отказались продолжать войну и дальше воевали только афиняне с их
союзниками? Конечно, не оттого, что спартанцы меньше дорожили свободой и
славой. Вспомним: Греция была неплодородна и жила привозным хлебом. |
Во всех этих войнах, внутренних и внешних,
зачинщиком, бойцом и, до поры до времени, победителем была афинская
беднота — «корабельная беднота», как ее называли. |
Союзники жаловались: «За наш счет Перикл
украшает свои Афины!» Перикл отвечал: «Это не украшение — это памятник
нашей и вашей победе и благодарность богам, которые ее даровали». |
В годы греко-персидских войн в ионийском
городе Эфесе жил философ Гераклит. Он видел великое могущество Персии и
видел его падение; он видел в своем родном городе и власть тиранов, и
власть знати, и власть народа; и он понимал, что так будет и дальше. |
Зрелище
войны греков с персами внушило Гераклиту Эфесскому его лихорадочную
философию. А зрелище победы греков над персами внушило его современнику с
другого конца Греции философию совсем другого рода. |
«3 в квадрате будет 9», «3 в кубе будет
27». А вы задумывались, почему мы называем число, умноженное само на
себя, квадратом, а умноженное само на себя и еще раз на себя — кубом?
Потому что так представляли их греки. У них было, если можно так
выразиться, зрительное мышление. |
Гераклита и Парменида решил помирить
сицилиец Эмпедокл. Он сказал: «Ни война, ни мир на земле не вечны. Так и
во вселенной. Они сменяют друг друга, как времена года. Мир
шарообразен, но этот шар неоднороден. В нем смешаны четыре стихии:
земля, вода, воздух, огонь. |
Как современная физика вспоминает таким образом порой о четырех стихиях Эмпедокла, так современная химия — об атомах Демокрита. |
Посмотрев список греческих имен и тех
корней, из которых они составляются, вы могли заметить: некоторые из них
не редкость встретить и у русских людей. Александр, Николай, Филипп —
все это имена, унаследованные нами от греков.
|
Сколько жителей должно быть в
благоустроенном государстве? Вы скажете: «Странный вопрос!» А вот
философ Платон отвечал на него вполне серьезно: лучший размер для
государства — 5040 семейств. Почему? «Потому что этого достаточно, чтобы
обороняться от врагов и помогать друзьям». |
Быт был прост: роскоши неоткуда было еще
взяться. Ни на жилище, ни на одежду, ни на еду много не тратились.
Дворцов в демократическом городе не было — были только глиняные дома и
каменные храмы. |
Почти
во всех книгах по античной культуре вы найдете
иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие
вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними
написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»… |
Мы сказали: среди глиняных домов высились
мраморные храмы. Но храмы не всегда были мраморные — сперва они были
деревянные. Что такое храм? Дом бога. Как построить дом? |
Храмам нужны были скульптуры: большие
статуи богов для внутренних помещений, статуи поменьше — для фронтонов,
барельефы — для фризов. Людям тоже нужны были скульптуры: победителям на
больших состязаниях ставили статуи прижизненно, а простым людям
посмертно — украшали барельефами могилы. |
Если попытаться перечислить самые
знаменитые скульптуры тех скульпторов, о которых шла речь, то, пожалуй,
это будут: «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор»
Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и
«Лаокоон» Агесандра. |
Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий». Мы привыкли к белым статуям в наших музеях
и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в
телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. |
Все эти мраморные храмы, украшенные
скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были
построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди,
чтобы чтить богов праздниками. |
Сейчас для нас театр — дело будничное. В
любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать театр и спектакль и
вечером пойти туда, куда нам нравится, — лишь бы удалось купить билет. |
Знаменитых сочинителей трагедий в Афинах
было трое: старший — Эсхил, средний — Софокл и младший — Еврипид. Эсхил
был могуч и величав, Софокл ясен и гармоничен, Еврипид тонок, нервен и
парадоксален. |
В Аттике было около 300 тысяч жителей
(примерно столько, сколько в нынешнем городе Смоленске). Но полноправных
граждан — таких, которые голосовали в собрании, заседали в совете и
суде, бесплатно сидели в театре, — из них была только одна десятая
часть. Остальные были метэки, женщины и рабы. |
Мудрец
Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов: за то, что они его
создали человеком, а не животным; эллином, а не варваром; мужчиной, а
не женщиной. |
Не
бывает добра без худа. Победа в персидской войне принесла Греции очень
много хорошего. Но она же окончательно сделала ее рабовладельческой
страной. |
Подчинение раба господину, подчинение жены
мужу, подчинение младших старшим, подчинение гражданина государству,
подчинение человека богам — это были неписаные законы греческой жизни. |
Когда софисты доказывали, что все людские
обычаи — условность, что даже самые привычные из них возникли не «по
природе», а «по уговору», то в руках у них был один почти неопровержимый
пример: язык. В самом деле, вот мы говорим «стол», но что общего между
этими четырьмя звуками и тем домашним предметом, который они обозначают? |
Афиняне удивлялись, восхищались,
негодовали, слушая софистов. И только один человек, оборванный и босой,
был спокоен и добродушен. Он улыбался и говорил: «Не пугайтесь,
граждане..." |
Когда софисты съезжались в Афины, они
думали: народу-законодателю приятно будет слушать их речи о том, что
незыблемых законов нет, все — дело уговора, любой закон можно и ввести и
отменить. Оказалось — нет. |
Народ
в Афинах хотел жить лучше — это была уже привычка. Но народ не хотел
работать и вырабатывать больше — это было рабовладельческое презрение к
труду. Стало быть, нужна была добыча; стало быть, нужна была война.
Война с Персией была безнадежна — Спарта ударила бы в тыл, как когда-то
при Танагре. |
Со времен Солона в Афинах был обычай:
павших на войне хоронить не где попало, а всех вместе, торжественно и
чинно. Трупы сжигали на кострах на поле боя, кости хранили в глиняных
сосудах до зимы, а зимой складывали в десять кипарисовых гробов и на
десяти колесницах везли по улицам под звуки флейт. |
Когда Алкивиад был мальчиком, он боролся
на песке с одним товарищем. Товарищ побеждал. Алкивиад укусил его за
руку. «Ты кусаешься, как баба», — сказал товарищ. Алкивиад ответил:
«Нет, как лев». |
В Афинах заседает суд. В Афинах любят
судиться, за это над афинянами давно все подшучивают. Но этот суд —
особенный, и народ вокруг толпится гуще обычного. Судят философа Сократа
— за то же, за что судили тридцать лет назад Анаксагора и двенадцать
лет назад Протагора. |
|