Союзники жаловались: «За наш счет Перикл
украшает свои Афины!» Перикл отвечал: «Это не украшение — это памятник
нашей и вашей победе и благодарность богам, которые ее даровали».
Победа греков над персами была победой
закона и разума над произволом и грубой силой. Богиней — воплощением
разума была Афина, рожденная из головы Зевса; богиней-покровительницей
Афин, стоявших во главе победителей, была тоже Афина. Памятником,
воздвигнутым Афине в честь победы, были постройки афинского акрополя, и
прежде всего — храм Парфенон.
Три холма было в Афинах, а в низине возле
них лежала городская площадь. Это были Пникс — холм народа, Ареопаг —
холм знати и Акрополь — холм богов. На Пниксе собиралось народное
собрание, на Ареопаге заседал совет бывших архонтов (раньше они
участвовали в управлении, теперь только судили убийц), на Акрополе
стояли храмы. Персы разорили их до основания. Афиняне не стали их
восстанавливать, а решили выстроить на их месте новые.
Акрополь был посвящен не просто Афине, а
Афине в двух лицах — Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с
копьем и щитом стояла посреди акрополя под открытым небом; статуя
Победительницы стояла в Парфеноне. «Дева Афина!» — обращались к ней;
слово «парфенон» означает «храм Девы». Корабли, подплывавшие к Аттике,
издали видели блеск солнца на высоко вознесенном острие копья
Воительницы, а подплыв ближе, видели рядом на холме белый прямоугольник
Парфенона.
Акрополь — продолговатый холм в двести с
лишним метров длины, с плоской вершиной и неприступными отвесными
склонами. Взойти на него можно было только с узкой западной стороны.
Здесь архитекторы Перикла проложили мраморную лестницу, ведущую к
широкому коридору, пронизывающему три колоннады, — Пропилеям,
«преддверью» акрополя. Путник проходил по этому каменному лесу, и перед
ним распахивалась священная площадь, посреди нее — статуя
Афины-Воительницы с ее сверкающим в вышине копьем, а за ее спиною,
правее, — задняя, западная колоннада Парфенона.
Издали Парфенон невелик, вблизи он кажется
громадным. Его колонны — вшестеро выше человеческого роста и толще
человеческого охвата. По фасаду их восемь в ряд, а обычно бывало только
шесть. Над колоннами — треугольные фронтоны, а в них — многофигурные
скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с
Посейдоном. Афина и Посейдон спорили за покровительство над Аттикой,
Посейдон подарил афинянам соленый источник (и коня, добавляли
некоторые), Афина — оливковое дерево; победительницей вышла Афина. Это и
было изображено на фронтоне: в середине олива, по сторонам от нее —
Афина и Посейдон, дальше к краям треугольника — другие боги, сидящие и
лежащие. Это означало: афиняне чтут и Афину, хранительницу их города, и
Посейдона, помощника их на морях, но больше все-таки Афину, потому что
разум дороже, чем дикая стихия. А если обойти здание и взглянуть на
фронтон противоположной его стороны, где вход, то это становилось еще
яснее. Здесь было изображено рождение Афины из головы Зевса: величавый
Зевс на троне, рядом с ним — юная Афина, воплощение его божественного
разума, а по сторонам — дивящиеся боги.
Меж колоннадою и крышей высокою полосою
все здание опоясывал фриз: вереница прямоугольных барельефов, словно
каменные картины. В каждом были две фигуры, схватившиеся друг с другом в
поединке. Здесь тоже шла борьба между разумом и стихией, с каждой из
четырех сторон — по-своему. На западной стороне, под Афиной и
Посейдоном, бились афиняне с амазонками — когда-то в мифические времена
эти неистовые женщины приходили на Аттику войной. На северной стороне
бились греки с троянцами — такими же азиатскими варварами, как недавние
персы. На южной стороне бились лапифы с кентаврами, то есть люди с
чудовищами — полулюдьми-полуконями. А на восточной стороне, над входом,
под фронтоном с рождением Афины, шла самая страшная борьба — между
богами и гигантами, между светлым мировым разумом и темными силами
природы.
Это — над колоннами. А за колоннами, по
верху сплошной стены храма, тянулся, виднеясь между мраморными столбами,
другой фриз — не прерывистый, а сплошной. Это было праздничное шествие:
стихия побеждена, закон и порядок восторжествовали, и люди идут
приветствовать богов и поднести им подарки. На западной стороне, под
Посейдоном, давшим людям коня, скачут молодые воины верхом; вдоль
длинной северной тянутся колесницы, идут музыканты, гонят жертвенных
животных, а впереди шагают старейшины; а на восточной стороне, над
входом, сидят боги, и чинные девы подносят им дары. Такие процессии и
вправду всходили на Акрополь каждые четыре года, на празднике Больших
Панафиней, и, медленно следуя вдоль храма, шествующие видели справа над
собой как бы собственное изображение на храмовой стене. А взглянув
налево, они могли видеть собственное изображение как бы сошедшим со
стены; там стоял маленький, с причудливыми выступами храм Эрехтейон, и
крышу его поддерживали не колонны, а каменные девушки с корзинами на
головах, прямые, спокойные и сильные. Они назывались «кариатиды».
Наконец, обогнувши храм, мы входим внутрь.
Здесь полутемно, свет падает лишь сквозь дверь, и в этой полутьме в
дальнем конце храма возвышается под потолок статуя Афины-Девы,
знаменитое творение Фидия. Она в высоком шлеме, у ног ее стоит щит, а на
протянутой руке — крылатая фигура богини Победы; Победа кажется
маленькой, хоть она почти в человеческий рост. Лицо и руки Афины
выложены белой слоновой костью, а одежда и панцирь — золотом; на этой
статуе около полутора тонн золота, неприкосновенный запас афинской
казны. Поверх панциря на богиню накинуто покрывало, вытканное лучшими
афинскими девушками. И здесь в последний раз словно в один узел собран
смысл всего Парфенона: на покрывале богини изображена гигантомахия, на
щите — амазономахия, а на краях ее подошв — кентавромахия: победа закона
и порядка над произволом неразумной стихии. |